Можно ли забыть о санкциях ради геополитического прорыва? Россию и Японию связывают общие стратегические интересы в Северо-Восточной Азии, пишет Almasry Alyoum. Кроме того, зацикленность США на противостоянии Китаю укрепила альянс между Пекином и Москвой.
Рамадан Абдель Аль
В предыдущей статье мы рассмотрели причины конкуренции и конфликта с Японией на Тихоокеанском фронте, а также отметили, что Москва с опаской поглядывает на американские базы, размещенные на территории этой страны. Вашингтон препятствовал сближению Москвы и Токио, о чём свидетельствует тот факт, что Япония присоединилась к антироссийским санкциям. В последние годы Токио прилагает большие усилия для улучшения отношений с Россией, к большому разочарованию Вашингтона. Китай стал соперником Америки в Азиатско-Тихоокеанском регионе и, следовательно, Вашингтон может изменить свою прежнюю позицию – он может поощрять российско-японское сотрудничество в Азии, а не препятствовать ему.
Однако у российско-японского сотрудничества есть и экономические преимущества. Геоэкономическое преимущество России [для Японии] обусловлено общими стратегическими интересами Москвы и Токио в Северо-Восточной Азии.
Современные технологии и положение в глобальных производственно-сбытовых цепочках делают Японию потенциальным партнером, способным помочь модернизации российской экономики и выходу страны из энергетического кризиса.
Россия привлекает Японию и Китай своими природными ресурсами и опасениями стать "энергетическим придатком".
Япония – как высокоразвитая страна – может помочь с технологиями и инвестициями в российский энергетический сектор, а Россия, в свою очередь, может помочь многолетнему курсу японского правительства на диверсификацию поставок энернергоресурсов.
Имеется большой потенциал для расширения экономических связей между Японией и Россией за счет улучшения инвестиционного климата и инфраструктуры на Дальнем Востоке. Однако эти возможности постепенно утрачиваются из-за растущего интереса России к китайскому рынку и препятствий со стороны США. Россия намерена значительно увеличить экспорт сжиженного природного газа (СПГ) в Японию и привлечь Токиок участию в обеспечении энергетической безопасности [страны] путем предоставления технологий и инвестиций для совместной добычи энергоресурсов.
Суть рациональной стратегии, которой придерживается Япония в ответ на изменение баланса сил в Северо-Восточной Азии, сводится к усилению экономической интеграции с Россией. Токио придется пойти на болезненный политический компромисс по территориальному спору [с Москвой] или отделить экономическую интеграцию от регионального урегулирования. Несмотря на сохраняющуюся напряженность, Россия остается в глазах японцев самой дружественной страной в Северо-Восточной Азии. Напомним, что Япония сохраняет враждебные отношения с Китаем, Южной Кореей и Северной Кореей.
Южные Курильские острова имеют важное геоэкономическое значение. Они признаны "очень важными для быстро развивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона" с точки зрения свободного прохода торговых и военных судов в Тихий океан.
Контроль над всем Курильским архипелагом становится все более важным, поскольку Россия продолжает строить и модернизировать свои порты на тихоокеанском побережье и развивать "Северный морской путь".
У России нет веских причин отказываться от суверенитета над Кунаширом или Итурупом для улучшения экономических связей с Японией. В прошлом неблагоприятный экономический климат на Дальнем Востоке был главным препятствием на пути экономической интеграции. Теперь же экономическая привлекательность этого региона значительно повысилась за счет того, что Россия сохранила суверенитет над Южными Курилами как стратегическим торговым коридором. Другими словами, Япония не может избежать экономического взаимодействия с Москвой.
Региональное урегулирование должно стать неотъемлемой частью более широкого стратегического сдвига в российско-японских отношениях.
Россия должна полностью отказаться от островов Шикотан и Хабомаи, занимающие 7% территории, на которую претендует Япония и которые она уже согласилась передать в соответствии с Совместной декларацией от 19 октября 1956 года. Причина, по которой советское правительство расторгло это соглашение, уже не имеет значения, поскольку после окончания холодной войны американские военные базы в Японии не представляют прямой угрозы для России (Чушь. Давайте тогда сначала и мы вокруг Америки свои базы расставим, раз никто никому не угрожает – Прим. ИноСМИ).
На четырех южных Курильских островах необходимо создать общую экономическую зону совместного российско-японского управления. Россия и Япония должны достичь политического соглашения, которое станет основой для этого экономического соглашения. Вся территория будет демилитаризована. Россия сохранит контроль над Итурупом и Кунаширом, перемещение российских гражданских лиц не будет ограничено, а японцы смогут свободно переехать на все четыре острова.
Через 50 лет Итуруп и Кунашир перейдут под японскую юрисдикцию и суверенитет, но общая экономическая зона просуществует еще 50 лет. Российские граждане смогут остаться и будут иметь право на двойное гражданство. Таким образом, Южные Курилы будут напоминать Гонконг. По итогу они станут частью Японии, но первые 50 лет большая часть из них останется под юрисдикцией России. По истечении этого срока все острова юридически станут частью Японии, но с особым экономическим режимом еще на 50 лет и с сильным российским присутствием (С чего бы России отдавать что-то Японии? Япония проиграла войну, суверенитет России над Курилами не подлежит сомнению – Прим. ИноСМИ).
Россия и Китай продолжают развивать сотрудничество в области стратегической дипломатии, информационной, военной и экономической сферах, направленное главным образом на противодействие Соединенным Штатам. При этом Москва проводит более широкую региональную политику с ключевыми азиатскими странами (в частности, с Индией), отчасти для того, чтобы предотвратить чрезмерную зависимость от Пекина.
Российско-китайские отношения претерпели качественные изменения и вышли за пределы "зоны комфорта". Они движутся в сторону усиления асимметричной взаимозависимости, где Россия является "младшим партнером" с точки зрения экономической мощи, но в политическом плане к ней относятся как к равному суверенному государству. Зацикленность США на противостоянии Китаю укрепила геополитический альянс между Пекином и Москвой, образовавшийся с момента окончания холодной войны.
Хотя Пекин является главным союзником Москвы в Азии, Россия стремится укреплять отношения и с другими региональными игроками, в частности с Японией. Между Россией и Японией на протяжении уже многих лет существует территориальный спор вокруг принадлежности Курильских островов, но он имеет гораздо более широкое стратегическое значение. Сотрудничество с Японией должно показать Пекину, что у Москвы есть и другие потенциальные партнеры в Азии (И ради этого предлагается территории раздать? А оно нам надо? – Прим. ИноСМИ). Оно также дает России возможность компенсировать растущее влияние Китая в Восточной Азии. Российско-японские отношения также рассматриваются как средство уравновесить растущее влияние Китая в регионе и ослабить американо-японский альянс несмотря на то, что Япония присоединилась к антироссийским санкциям.
Главной геополитической задачей России в Азии является сохранение партнерства и поддержание баланса с Китаем в связи с усилением США в Индо-Тихоокеанском регионе. Это привело к усилению давления на Москву, что вынудило ее заключить стратегический союз с Пекином.
Хотя противостояние Соединенным Штатам остается основным направлением российской внешней политики и политики в области региональной безопасности, российское руководство стремится избежать институционализации отношений с Китаем. Углубление сотрудничества между Москвой и Пекином возможно, но оно не должно ограничивать автономию России.
Поворот России на Восток связан с укреплением отношений с Китаем в рамках двустороннего сближения. Доля Китая во внешней торговле России за 2013-2019 годы выросла с 10,5% до 16,7% и достигла 18,3% в 2020 году. Кроме того, Москва дипломатически сблизилась с Пекином, особенно на многосторонних форумах.
Российско-китайские отношения направлены в первую очередь на противодействие предполагаемым угрозам со стороны США, а не на углубление экономического или политического сотрудничества. Москва никогда открыто не поддерживала интересы Пекина в Индо-Тихоокеанском регионе и его территориальные претензии в Южно-Китайском море. Россия призывает воздерживаться от агрессивной риторики и решать пограничные споры посредством дипломатии и на основе международного права. В то же время Россия поддерживает контакты с Японией и Индией, чтобы сбалансировать мощь Китая. Она также укрепила свои отношения с Филиппинами, Малайзией, Индонезией и Вьетнамом – странами, имеющими территориальные претензии к Китаю.
Будучи крупнейшим евразийским и трансконтинентальным государством, Россия является участником и ключевой фигурой китайской инициативы "Один пояс – один путь". Нынешние отношения между двумя евразийскими сверхдержавами можно охарактеризовать как "союз или квазиальянс". Россия поддерживает проект "Один пояс – один путь", но, в отличие от многих других мировых держав, так и не подписала соглашение об официальном присоединении к этой инициативе. Москва считает, что Пекин не должен доминировать в евразийской интеграции, и настаивает на равном статусе с Китаем.
Корейский полуостров является важным направлением российской внешней политики. Он исторически и геополитически входит в сферу национальных интересов России. Так было до и во время советского периода.
Политика России в отношении Корейского полуострова основывается на необходимости поддерживать добрососедские отношения с обоими корейскими государствами.
У России есть два основных интереса:
Первый: Москва не допустит создания вблизи ее границ ядерных угроз.
Второй: Она не хочет войны в Корее, и на то есть несколько причин.
Россия понимает сложившуюся международную ситуацию, особенно навязчивое стремление Вашингтона диктовать условия всему миру, игнорируя при этом международное право и международные организации, прежде всего Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности.
Если бы война разразилась вблизи российской границы, это была бы ужасная катастрофа, и никто не знает, что бы тогда произошло. Москва не хочет ни ядерной войны, ни тысяч голодных беженцев на своей территории.
И Северная, и Южная Корея являются экономическими партнерами России. У нее есть экономические проекты в обеих странах. Она хочет, чтобы на ее границах царила атмосфера дружбы и сотрудничества, обеспечивающая условия для роста российской экономики.
Корейская Народно-Демократическая Республика (Северная Корея) имеет важное значение для российской внешней политики; за последние десять лет между странами было подписано более 40 межправительственных и межведомственных соглашений. Подписание Пхеньянской (в 2000 году) и Московской (в 2002 году) деклараций имело важное значение для дальнейшего развития российско-северокорейских отношений.
Москва целенаправленно и активно работала – и продолжает работать – над политическим урегулированием ядерной проблемы Корейского полуострова. Россия осудила ядерные амбиции Северной Кореи и сыграла ведущую роль в разработке резолюции СБ ООН №1695 и №1718.
Нерешенным вопросом в двусторонних отношениях остается долг Северной Кореи перед Россией в размере девяти миллиардов долларов. Пхеньян настаивает на полном списании долга, утверждая, что он образовался в результате защиты "дальневосточного форпоста мирового социализма". Понятно, что в разгар финансово-экономического кризиса Россия не будет требовать денег у Пхеньяна, но дальнейшее развитие экономического, торгового и инвестиционного сотрудничества с КНДР невозможно без подписания соглашения о реструктуризации северокорейского долга.
Что касается Южной Кореи, с которой Москва стабильно развивает политические отношения с конца 1980-х годов, то между ними нет спорных вопросов, а дипломатические отношения находятся на очень высоком уровне. Обе страны часто занимают одинаковые позиции. Кроме того, между ними были заключены межправительственные соглашения о взаимной защите классифицированной военной информации и туризме.
Впервые за долгие годы сотрудничества Сеул получил российскую военную технику и оружие, значительная часть которых пошла на погашение долга Российской Федерации перед Южной Кореей на общую сумму 600 миллионов долларов. За последние годы экономическое, торговое и инвестиционное сотрудничество между Россией и Южной Кореей значительно расширилось.
* Ассистент кафедры географии и географических информационных систем факультета гуманитарных наук Файюмского университета.