«В преддверии выборов вспоминают о коррупции»: в Алтайском крае оценили идею премирования чиновников за «самодоносы» о мздоимстве
С января 2026 года в Нижегородской области начала функционировать «поощрительная» практика, направленная на борьбу с коррупцией в рядах чиновников. Госслужащих будут премировать за уведомление о фактах склонения к коррупционному деянию. Сумма единовременной выплаты за «самодонос» составит 50 % от ежемесячного денежного содержания чиновника. В связи с этим ИА «Банкфакс» пообщался с представителями экспертных сообществ Алтайского края - сотрудниками правоохранительные органов, адвокатами и политологами. Они поделились мнением о том, насколько такая практика может оказаться результативной, и стоит ли другим регионам пойти по тому же пути в борьбе с мздоимством.
Виталий Поливанов, первый заместитель руководителя СУ СКР по Алтайскому краю:
- Антикоррупционное законодательство Российской Федерации четко регламентирует обязанности государственных служащих по противодействию коррупции. В частности, статья 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает алгоритм действий для чиновников и иных служащих в случае склонения их к совершению коррупционных правонарушений.
Согласно данной статье, государственные и муниципальные служащие обязаны незамедлительно сообщать о фактах склонения их к коррупционным деяниям. Это включает в себя как непосредственное предложение взятки, так и любые другие формы давления или убеждения, направленные на нарушение антикоррупционного законодательства.
Таким образом, каждый гражданин, поступающий на государственную или муниципальную службу, априори обязан соблюдать все меры антикоррупционного законодательства. Это не только юридическая обязанность, но и моральный долг, направленный на защиту интересов общества и государства.
Ярослава Шашкова, доктор политических наук, профессор кафедры философии и политологии АлтГУ:
- Я рассматриваю решение о премировании чиновников как пиар-шаг популистского характера, направленный больше на общественное мнение, чем на эффективные меры против коррупции. Оно в значительной степени связано с приближающимися выборами, в преддверии которых граждане традиционно вспоминают о коррупции и необходимости ее снижения.
Если мы посмотрим на систему внутри, то любая социальная группа, и чиновничество особенно, имеет тесные внутренние связи. Поэтому многие его представители вряд ли используют такую меру, опасаясь противодействия системы. Учитывая законы функционирования бюрократической среды, очень острую внутреннюю конкуренцию во многих регионах, это может стать мощным инструментом внутриэлитной борьбы.
Думаю, что премирование чиновников выступает больше внешним шагом, нежели реальными действиями, которые будут внедрены в практику органов власти.
Анастасия Харламова, вице-президент Адвокатской палаты Алтайского края:
- Данный указ губернатора Нижегородской области соответствует положениям Федерального закона «О борьбе с коррупцией» № 273-ФЗ, который наделяет функциями борьбы с коррупцией, в том числе и органы власти субъектов Российской Федерации.
Такая инициатива губернатора стимулирует добросовестность государственных служащих, это прямая мера, которая помогает выявлять и пресекать коррупционные схемы на ранней стадии.
Как адвокат, не могу не отметить возможные трудности в реализации данной меры: механизм «подтверждения фактов» склонения к коррупции должен быть прописан предельно четко, чтобы избежать злоупотреблений, ложных доносов или необоснованных обвинений. А также сообщившему чиновнику нужна прозрачная процедура: от подачи сигнала до выплаты, без лишней бюрократии, бесконечных проверок и оформления множества бумаг, иначе проще промолчать, чем ввязываться в месяцы разбирательств. Без разъяснений и упрощенного регламента инициатива рискует остаться на бумаге, а честные служащие продолжат молчать из страха перед возможной процедурой последующей проверки.
Подобные инициативы необходимы в каждом регионе России, в том числе, и в Алтайском крае, однако при условии грамотной реализации: четкого регламента проверок, минимальной бюрократии и гарантий защиты для сообщивших - иначе хорошая идея утонет в формальностях.
Виктор Чумаков, адвокат:
- На самом деле, в правовой системе все уже давно предусмотрено и сбалансировано. Есть множество законов о борьбе с коррупцией. В любом учреждении разработаны и приняты положения о борьбе с коррупционными проявлениями, где подробно приписаны алгоритмы поведения должностного лица в том случае, если он сталкивается с любым проявлением коррупционно опасной ситуации.
Чиновники в любом случае обязаны сообщить о коррупционном поведении граждан или своих коллег. Это уже предусмотрено, собственно говоря, примечаниями к статьям 290 (получение взятки) и 291 УК РФ (дача взятки). И тут, пожалуй, трудно придумать что-то новое и действенное.
В любом случае, итоги зависят только от личностных качеств каждого отдельного чиновника. Исходя из качеств чиновников, я думаю, что практика премирования может привести к тому, что в процессе общения они в отдельных случаях будут провоцировать граждан, намекать им пойти на определенное коррупционное преступление, а потом сами будут доносить об этом. Если чиновник ранее незаконно обогащался, то, как правило, он продолжит это делать, пока ситуация не придет к логическому завершению. Достаточно вспомнить череду крупных скандалов с непосредственным участием «борцов с коррупцией» в силу их должностного положения. Одной рукой карают от имени государства, а второй преспокойно берут. Потом удивляемся конфискованным миллиардам у тех, кто отправлял людей за решетку порой на половину жизни.
Если уж ставить вопрос о премировании чиновников, то делать это за работу по профилактике таких проявлений со всеобщим и широким одобрением общества, и если хотите, то даже с пропагандой этого.