На Алтае установят памятник матери Василия Шукшина
На малой родине Василия Шукшина в селе Сростки выбрали место для установки скульптуры матери писателя Марии Куксиной. Об этом сообщила в соцсетях Елена Безрукова, министр культуры региона. В самое ближайшее время будет объявлен творческий конкурс эскизов.
Напомним, что решение об установке памятника матери к 100-летию писателя было поддержано и вошло в план мероприятий, утвержденный министром культуры России Ольгой Любимовой. Указ о праздновании векового юбилея народного писателя подписал президент Владимир Путин.
Образец русской женщины
Памятник установят на территории усадьбы, которую Шукшин купил матери в 1965 году. Сейчас дом входит в состав мемориального музейного комплекса.
По словам министра культуры Алтайского края Елены Безруковой, идея памятника принадлежит близкой подруге Шукшина, режиссеру Рените Григорьевой. Она подчеркивала, что мать сыграла ключевую роль в жизни и творчестве писателя.
«Между Василием Шукшиным и его матерью Марией Куксиной были поистине трепетные, незабываемые отношения — об этом говорят сохранившиеся в музее Шукшина письма, включая те, что мать писала сыну уже после его смерти. Эти строки вызывают непередаваемые эмоции, — говорит Елена Безрукова. — Те, кто знают биографию Шукшина, не раз говорили о том, что Мария Сергеевна сама по себе достойна памяти, в том числе и как образец русской женщины, на долю которой выпали немалые испытания, а она при этом сумела пронести через жизнь любовь в своем сердце».
«Боялся, что она умрет»
Приведем несколько цитат Василия Макаровича о своей матери:
«На всю жизнь я сохранил к матери любовь. Всегда ужасно боялся, что она умрет: она хворала часто»;
«Мать — самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное — вся состоит из жалости. Она любит свое дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра — много всякого, но неизменно, всю жизнь — жалеет»;
«Буду помирать, последняя мысль моя будет о Родине, о матери, о детях».
«Темна ноченька не может успокоить»
Отдельная страница жизни Марии Куксиной, когда она начала писать письма на могилу сына, настолько не могла его отпустить. В фонде музее Шукшина хранится шесть таких писем.
«И каждое пронзительно. Это плач, который она переносит на бумагу», -говорят сотрудники музея.
Из письма, оставленного на могиле сына: «Сыночка, дите мое милое, не могу я до тебя докликаться. Горло мое сжимает, хочу вслух крикнуть, голоса нет. Сокол ты мой ясный, знал бы ты, как тяжело твоей любимой мамочке и темна ноченька меня не может успокоить. Говорят со мной, я их не слышу, идут люди, я их не вижу. Одна у меня думушка, нету у меня дитя милого. Голубь ты мой сизокрылый, ласка ты моя, солнце ты мое красное, приснись ты мне, дите милое во сне. Обогрей мое истерзанное сердечишко. Милый, милый ты мой дитенок. Расскажи ты мне про свою несчастную смерточку. Что же стало дите мое, что случилось с тобой. Какое великое горюшко, сыночка приснись. Навалилась на меня тоска со всего света белого. Жду я тебя, дитенок, жду, а откуда жду, сама не знаю...».