Как выживают «малыши». Алтайские сельхозкооператоры делятся опытом
В условиях глобального экономического кризиса непросто выжить крупным сельхозпроизводителям, а мелким, таким как личные подсобные хозяйства, порой и вовсе невозможно. Кто-то вырезает скот, кто-то ищет возможности сохранить свой маленький бизнес, объединяясь в кооперативы. Опытом кооперации поделились участники семинара-совещания «Перспективы развития малых форм хозяйствования и их кооперативов в Алтайском крае», организованного центром «Мой бизнес».
Все подробности - здесь
Что заставляет крестьян объединяться
О том, что в частном секторе сокращается поголовье скота, а ставка в животноводческой отрасли делается на крупные молочные комплексы, официально заявляют как местные, так и федеральные органы. Так, об этом говорил вице-премьер Дмитрий Патрушев в ходе заседания аграрного комитета в Госдуме.
В качестве примера он привел Алтайский край, где за последние годы в ЛПХ поголовье снизилось на 53 тыс. единиц. Соответственно, доля товарного молока от этого сектора в валовом сборе по региону снизилась с 50% до 12%.
Но для многих сельчан молочное скотоводство тем не менее остается одним из главных, а порой и единственным способом пополнить семейный бюджет. Но с учетом спроса и цены, которые готовы предложить перекупщики, он становится все скуднее. Последние готовы платить за объем, который не в состоянии по отдельности предоставить мелкие фермы. Они объединяются в кооперативы, чтобы в складчину решать эту и другие задачи.
Идея от селян
Сельскохозяйственный кооператив «Целинник» был создан относительно недавно – в 2023 году. Он охватывает степную зону Алтайского края и заходит в Троицкую и Бийскую зоны, где открывает филиал.
На постоянной основе сотрудничает с Барнаульским молочным комбинатом, который не только закупает молоко, но и участвует в софинансировании проекта, поддерживает пайщиков.
«Идея пришла от самих будущих пайщиков. В степной зоне работало молокоперерабатывающее предприятие, которое предлагало не совсем демократические условия. Мы создали кооператив, закупили оборудование и стали закупать молоко у населения, став более интересными переработчикам», - рассказал председатель кооператива Максим Карасев.
За годы работы малые фермы в два, а то и в три раза увеличили поголовье и объемы производимого молока. Сам «Целинник» обеспечен молоковозами, танками-охладителями, есть собственная лаборатория для исследования качества и безопасности сырья.
Стартовали на средства пайщиков, заручившись государственной поддержкой. 14 пайщиков получили деньги по грантовой госпрограмме поддержки малых фермеров «Агростартап» - в общей сложности - примерно 5 млн рублей. Сам кооператив получил денежные средства на приобретение оборудования, техники. Сейчас «Целинник» крепко встал на ноги. Ежегодная выручка близка к 60 млн рублей.
В числе ключевых проблем председатель называет рост налоговых взносов. Если сам кооператив изначально работал на повышенной ставке, то в отношении малых форм хозяйствования, считает Карасев, это серьезно ударит по бюджету.
«Есть опасение, что крестьяне массово начнут вырезать скот. Все чаще видим объявления: "Продам КРС". Слава богу, среди наших пайщиков такого настроя пока нет. Но будущий год покажет», - говорит Карасев.
Говоря о том, что государство делает ставку на крупные комплексы, он признает, что в плане экономики это вполне целесообразно, ведь «крупняк» дает больше налоговых отчислений, да и объемы молока от ЛПХ несопоставимы с молочными комплексами.
Но за голыми цифрами нужно видеть людей. Малые фермы объединяются, чтобы выжить, а мы им помогаем, в том числе кормами, сбытом и прочим», - рассуждает руководитель кооператива.
Потребитель готов платить
Сельскохозяйственный производственный сбытовой кооператив «Смоленский» зашел с другой стороны, развернув переработку молока. Его председатель Евгений Колыванов вспоминает, что все началось с подачи одного из местных фермеров, который, посетовав на низкую цену, рассказал о государственной программе по поддержке малого бизнеса на селе.
Колыванов заинтересовался идей, сходил в администрацию, побеседовал с профильными специалистами, которые направили его за более подробной консультацией в региональный минсельхоз. Заручившись поддержкой властей, приступил к подготовительной работе, а затем с единомышленниками зарегистрировал кооператив. Разработали проект, изучили технологию, а получив земельный участок, приступили к строительству производственного цеха.
«Он располагался в чистом поле. Не было ни электричества, ни каких-либо коммуникаций. Все пришлось создавать с нуля. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Когда в 2017 году наш проект получил от государства субсидию, мы вошли в активную фазу строительства. В течение года построили цех и стали оснащать его оборудованием», - делится председатель.
Первую пастеризованную бутылку молока кооператив разлил 2 апреля 2020 года. Этот день его члены считают началом производственной деятельности.
Изначально у кооператоров стоял вопрос, что делать с закупленным у населения молоком. Первое, что пришло на ум, – это сыроделие, которым славится Алтайский край. Но было понимание, что вряд ли потянут конкуренцию с крупными игроками этого сектора молокопереработки. Малому предприятию, которое только выходит на рынок, сложно завоевать свою нишу.
« Тогда мне захотелось заняться кисломолочной продукцией, которую хотелось бы кушать и кушать. Которая будет нравиться потребителю, и которую они выберут среди многочисленного ассортимента. .
Начали с традиционных кефира, ряженки, варенца, «Снежка», делая акцент на натуральность, без применения различных добавок, увеличивающих объем, но негативно сказывающихся на качестве.
«Смотришь на полки магазинов, много всего. Но этого не хочется, потому что не вкусно и не натурально, - говорит Евгений Колыванов. - Мы применяем традиционные технологии, используя только молоко и закваску. Эта политика сложная. Летом закупаем у населения очень много молока, из которого делаем продукцию, храним ее в холодильниках, стараясь максимально продать в летний период. Зимой же берем сырье в весьма ограниченном количестве, буквально по капле, и ломаем голову, что нам завтра везти в магазины. Но справляемся, находим выход, зная, что покупатели любят нашу продукцию и ждут ее».
Он добавляет, что кооператив нигде не размещает рекламу, ее делают сами потребители посредством «сарафанного» радио. Это при том, что цена смоленской кисломолочки на 50-70% выше той, которую выставляют крупные молочные комбинаты. Тем не менее покупатель готов платить за натуральность и качество.
В «Смоленском» 10 членов кооператива из числа владельцев ЛПХ. Закупочную цену пайщикам кооператив стремится предлагать не ниже, а то и выше рыночной, на уровне 40-46 рублей за литр. Главное же, как считает собеседник, стабильно, и деньги остаются в районе, в том числе в виде налогов, а не идут на счета крупных сторонних переработчиков.
Крик души
Кооператив «Новый путь» из Локтевского района начал работу в сентябре 2024 года, объединив мелких местных фермеров.
«Это был просто крик души, так как закупочная цена у частников стала минимальной. Было двоякое ощущение – вырезать скот и закрывать свое дело либо что-то предпринимать. Обратились за помощью в районную администрацию, где нам рассказали, что есть нацпроект «Малое и среднее предпринимательство», предложили принять участие», - вспоминает руководитель кооператива Анна Величко.
Инициативная группа состояла из шести человек, все получили финансирование по «Агростартапу», закупили оборудование, скот и стали развиваться. Закупили также емкости на две и пять тонн для приемного пункта, технику, оборудование. Сейчас в среднем от пайщиков кооператив закупает две тонны молока в сутки. В задумках - наладить собственную переработку молока, чтобы увеличить рентабельность. Сегодня локтевцы услышали опыт коллег, вдохновились, поняв, что все выполнимо.