Ноша подлинности: съемкам фильма о пещерах на Южном Урале помогли ученые
Состоялась премьера документального фильма «Пещерный град». Его выпустила съемочная группа медиахолдинга «Гранада Пресс» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Одним из научных консультантов ленты выступил доктор исторических наук Владислав Житенев, который возглавляет Южно-Уральскую археологическую экспедицию МГУ. В разговоре с «Аргументами недели» он рассказал об уникальности Серпиевских пещер и важности просветительских проектов.
Загадка пришедших в горы
— Владислав Сергеевич, о Серпиевском пещерном граде много говорят, фильм документальный сняли, а какова историческая значимость того, что на этой территории найдено, на взгляд профессионального археолога?
— Серпиевский пещерный град важен с общей исторической точки зрения в очень необычном, широком и глубоком, контексте. Мы привыкли, когда говорим про историю, оперировать на самом деле очень небольшими периодами, которые, как правило, заканчиваются в лучшем случае в начале Средневековья, в исключительных случаях — затрагивают эпоху античности. Но в широком смысле история человечества, конечно, гораздо глубже. Доказательство, в частности, можно найти именно на Южном Урале.
Серпиевский пещерный град — это один из немногих памятников истории, археологии, культуры, где мы видим следы одного из самых ранних пребываний наших далеких предков (homo sapiens) не только на Урале, но и в Евразии в принципе. Это очень важно, ибо мы до сих пор не очень хорошо представляем закономерности появления человека современного вида на территории Евразии, попыток и волн ее заселения. Поэтому каждый такой памятник является для ученых очень ценным историческим свидетельством.
К слову, когда мы видим подобные памятники так глубоко, далеко в горах, сразу возникает много вопросов. Ведь логичнее было бы предположить, что первые люди ограничивались равнинными или предгорными территориями, где мозаичность ландшафтов, флоры и фауны создавала удобные условия для существования. Зачем заходить так далеко в горы? Значит, были какието причины, и сейчас проводятся полномерные, тщательные исследования, которые позволят нам ответить на вопрос о деятельности и смыслах ранних сапиенсов, которые пришли на территорию Европы и, в частности, Урала.
— В Большом Серпиевском гроте обнаружили следы пребывания людей, которые были оставлены 40 — 50 тысяч лет назад. Ученые както смогли эту точку логично разместить на карте распространения homo sapiens? Понимаем ли мы сейчас, как они, выдвинувшись из Африки, дошли до Южного Урала?
— Это прекрасный вопрос, он очень интересный и, я не побоюсь этого слова, принципиальный. Дело в том, что мы видим, что как ни странно, значительная часть сапиенсов, которые выходят из Африки через Ближний Восток, возможно, через Иранское нагорье, двигаются не столько в сторону Европы, сколько в сторону Азии. Мы видим, что почемуто ранних сапиенсов очень привлекает Сибирь, Алтай и Центральная Азия, включая Казахстан. По всей видимости, следы, найденные под Серпиевкой, могли принадлежать людям, которые были частью самых первых волн — выходцам с территории Ближнего Востока и Иранского нагорья, которые двигались в Азию, их маршруты частично захватывали Южный Урал.
Южный Урал на тот момент был особым местом — такое горнолесное убежище, где очень древние формы фауны и флоры переживали невзгоды разных ледниковых периодов, здесь они сохранялись. Это был действительно очень богатый и комфортный для жизни и существования регион. За Уралом находятся прекрасные выходы каменного сырья замечательного качества для создания каменных орудий, есть полноводные реки и озера. Все показывает, что древнему человеку было комфортно существовать в таких условиях.
Выдающиеся памятники
— Следы самых первых сапиенсов, конечно, серьезно укрепляют историческую значимость этой территории. Но здесь же еще и один из мировых центров палеолитического искусства.
— Пещерные рисунки, конечно, очень важны для
науки. И важны не только те, которые найдены в знаменитой Игнатиевской пещере. Есть же еще и Серпиевская-2, которую иногда называют Колокольной.
Мы привыкли, когда говорим про Урал, говорить про существование крупных подземных святилищ с настенными изображениями. Но это ведь не совсем типично, скажем, для региона основного распространения подобных памятников — Франции и Испании. Да, там есть крупные галереи, но большинство пещер представляют собой относительно небольшие подземные полости с очень небольшим количеством рисунков. Это такие семейные святилища, которые очень часто находятся рядом с крупными, как, скажем, домовая церковь, которая расположена недалеко от большого монастыря или собора. И мы можем видеть, что на Южном Урале есть типичное культурно обусловленное поведение палеолитических людей, такое же, как во Франции и Испании. То есть у них есть и крупные галереи, и небольшие, своего рода семейные, святилища.
И в этих святилищах семейных таких, как Серпиевская-2, мы видим совершенно удивительные и в прямом смысле уникальные вещи, нехарактерные для территории Центральной и Восточной Европы, Урала и Сибири. Такое встречается только во Франции и Испании. Я говорю о гравировках. Единственные палеолитические гравировки, которые есть на огромном протяжении Евразии, не считая пещер Западной Европы, найдены именно в Серпиевской-2. И это действительно делает ее просто выдающимся памятником истории и культуры в общечеловеческом смысле этого слова.
— Ученые зафиксировали, что 40 — 50 тысяч лет у нас появляются следы первых сапиенсов. Возможно, есть и более древние, но их пока не нашли. И мы знаем рисунки, которым не меньше 14 тысяч лет, а скорее больше. Эти люди — пришедшие первыми и рисовавшие — между собой както связаны? Можно ли говорить о том, что предки тех же самых сапиенсов, которые пришли на Южный Урал 40 тысяч лет назад, в конце концов и начали рисовать на стенах Серпиевских пещер?
— Мы знаем, что в эпоху верхнего палеолита еще не существовало оседлых сообществ. Это были подвижные охотникисобиратели, которые, видимо, свою жизнь во многом ориентировали на миграции крупных стадных животных. Изза чего на одном месте они, конечно, и даже в какомто одном достаточно большом регионе, 30 тысяч лет находиться не могли. Нам об этом говорит не только смена особенностей изготовления, например, каменных или костяных орудий. Самое главное, что нам об этом говорит — общее представление о смене популяционных групп сапиенсов. Первые группы homo sapiens, которые приходят в Европу и Азию, в том числе знаменитый устьишимский человек (он датируется временем около 45 тысяч лет назад), видимо, изза очень небольшого количества не смогли закрепиться на территории, они исчезают.
По всей видимости, это были первые группы разведчиков, которые не выжили в достаточно суровых евразийских условиях. Им на смену приходят популяционно уже другие сообщества сапиенсов. Да, это один вид, да, все они наши предки, но между собой они достаточно разнятся. Те, которые пришли сюда и знали, как правильно устраивать подземные святилища, практически никак не были связаны с теми первыми поселенцами и исследователями Южного Урала, которые появились здесь 40 — 45 тысяч лет назад.
Комплекс противоречивых чувств
— Владислав Сергеевич, вы выступили научным консультантом документального фильма «Пещерный град». Какие цели есть у ученых, когда они заходят в такие проекты?
— Это, с одной стороны, возможность рассказать обществу и показать основные результаты научных исследований, которые обычно скрыты в научных журналах и на конференциях. А с другой стороны, мне кажется, что такие фильмы решают одну из задач, которая стоит перед учеными — показать богатство территории, древние пласты культуры. И не просто показать, не просто рассказать, не просто привлечь внимание к тому, что есть, а еще попытаться объяснить ценность всего этого и предостеречь от намеренного или непреднамеренного разрушения.
Фильм — это возможность акцентировать внимание общества на целом комплексе довольно противоречивых чувств — от гордости и преклонения перед силами и способностям наших предков, которые, несмотря на суровые условия, умели ценить красоту и любить те земли, в которых жили или в которые впервые попадали, до мысли о том, что как ни уверенно стоят древние Уральские горы, как ни силен этот «Опорный край державы» он на самом деле является очень хрупким, если о нем не заботиться.
И есть третья цель у фильма «Пещерный град», на мой взгляд. Он показывает людям подлинность. Ведь получается, что сейчас Челябинская область — это единственная территория нашей страны, где мы можем увидеть, позволить себе прикоснуться взглядом к подлинным творениям высококлассных художников, мастеров древности. К аналогичным произведениям доступ закрыт практически везде.