Время собирать камни: история шахтера, поющего джаз
Год рабочих профессий в Казахстане подходит к завершению, но разговор о людях труда на этом не заканчивается. Именно рабочие профессии остаются фундаментом экономики и социальной стабильности Казахстана. Tengrinews.kz продолжает серию материалов о тех, кто своими руками выполняет незаметную, но жизненно важную работу.
Нашим очередным героем стал 31-летний шахтёр Асылхан Базаргали, и в его жизни будто бы уместились сразу две судьбы. Сейчас он работает под землёй в шахте "Молодежная" в Хромтау, а ещё несколько лет назад пел джаз в Алматы и мечтал пробиться в шоу-бизнес.
Вместо шахты — сцена
Асылхан родился в Хромтау — городе, где слово "шахтёр" звучит не как профессия, а как судьба. Поэтому и для Асылхана будущее как будто было уже предопределено, и он не стал ему противиться: после 9-го класса он поступил в технический колледж и получил профессию строителя подземных сооружений.
Справка: Хромтау — небольшой город в Актюбинской области с населением 30 тысяч человек. Образован в 1940 году как рабочий посёлок при Донском горно-обогатительном комбинате. Своё название получил в честь одного из самых крупных месторождений хромитовой руды в мире. 95 процентов мировых запасов хрома приходится на Казахстан и ЮАР.
Но любви к профессии сразу не случилось. Когда он пришёл на практику, то понял, что работа в шахте — это очень тяжёлый труд. Асылхан решил, что это не его путь, и он должен попробовать себя в том, к чему душа лежала с детства — в музыке.
"Я был молодой. Хотел посмотреть, какая она, другая жизнь. Тем более я с детства пел", — делится он своей историей.
Асылхан отмечает: музыка всегда была частью его семьи — дед играл на баяне, домбре и гитаре, участвовал в областных конкурсах. Этим он был знаменит на весь посёлок.
Чтобы исполнить мечту ещё вчерашний студент перебрался в Алматы — город творческой молодежи, больших амбиций и возможностей. Он поступил в колледж имени Чайковского, на эстрадный вокал. Параллельно учёбе начал выступать в барах и проходил кастинги в популярные музыкальные телепередачи.
"Пробовал себя на X-Factor, на "Голосе Казахстана", но не прошёл. Ещё работал вокалистом в нескольких музыкальных коллективах, пел вживую", — рассказывает Асылхан.
Фото предоставлены героем статьи
В большом мегаполисе пролетели три года жизни парня, наполненные репетициями, кастингами, выступлениями. Были и съёмки, и массовки, и надежда, что вот-вот получится.
"Ты вроде работаешь на искусство, на творчество. Но по факту — просто зарабатываешь деньги. Квартира, еда, дорога, одежда — всё уходит туда. Своего дома нет, стабильности нет", — вспоминает он.
А потом жизнь словно вернула его на предопределённый путь — заболели родители и Асылхану пришлось вернуться в родной Хромтау, чтобы помогать семье.
От судьбы не уйдёшь
Здесь пригодилось его первое образование. Он устроился работать на шахту "Десятилетия независимости Казахстана" — ДНК, как в разговоре называет её Асылхан.
Начинать пришлось с самых низов.
"Меня взяли горнорабочим — это самая первая ступень. Ты и там, и тут, где людей не хватает. Всю "чёрную" работу проходишь. Но зато и учишься всему", — рассказывает шахтёр.
Фото предоставлены героем статьи
Работа в шахте помогла Асылхану приобрести дом. Правда, в ипотеку — но всё равно это было первое своё жильё после нескольких съемных квартир в Алматы.
Проработав два года на шахте ДНК и набравшись опыта на разных позициях, Асылхан перевёлся в шахту "Молодежная". Пройдя путь от горнорабочего, сегодня он машинист электровоза. Его задача — перевозить гружёные вагонетки с рудой, доставлять их к точкам разгрузки и опрокидывать содержимое в бункеры, откуда руда подаётся на поверхность. И всё это на глубине нескольких сотен метров под землёй.
Справка: Хром — твёрдый металл голубовато-белого цвета. Он широко используется в промышленности, его свойства незаменимы при производстве твёрдых, прочных, жаростойких нержавеющих сталей. Его также применяют для изготовления пигментов, цветных стекол и даже искусственных рубинов.
В работе есть свои трудности, признается Асылхан: поломки путей, сход вагонеток с рельсов и внештатные ситуации, которые приходится устранять вместе с бригадой.
Рабочая смена шахтёров начинается рано утром. В 6:30 за ними приезжает автобус, затем дорога до шахты, медосмотр, завтрак и получение наряда. Около восьми утра рабочие спускаются под землю.
Перед спуском, рассказывает Асылхан, все получают фонарь и самоспасатель — индивидуальное средство защиты с подачей кислорода, предназначенное для экстренных ситуаций. Его необходимо постоянно носить с собой и нельзя оставлять дальше чем в 100 метрах.
Асылхан признается — работа тяжёлая. Целый день под землёй, среди металлоконструкций и камней. А ещё, говорит он, этот труд сопряжён с риском — в шахте может случиться всякое. Но именно это осознание сплачивает людей, работающих бок о бок в условиях повышенной опасности.
"Шахта научила главному — терпению, выносливости и чувству локтя. Здесь нет места конфликтам, мы зависим друг от друга. Под землёй проявляются лучшие мужские качества. Все работают ради семьи. Поэтому уважение есть", — делится шахтёр.
Фото предоставлены героем статьи
А не хочется сменить работу на более лёгкую? — спрашиваем его.
"Сначала никто не хочет идти на такую работу. Грязь, усталость, постоянно занят. Но привыкаешь. Сейчас мне нравится мой коллектив, эта повседневная жизнь шахтёра. Иногда выходишь в отпуск и скучно становится. Хочется обратно на работу", — с улыбкой отвечает он.
Шахтёр в жизни, артист в душе
Несмотря на свой успешный путь в работе в шахте, музыку Асылхан тоже не бросил. Он поёт в караоке, репетирует, участвует в концертах родного предприятия.
"Бывают моменты, когда устаёшь — и физически, и морально. Иногда хочется всё бросить и уехать в Алматы. Скучаю по сцене. Но организация даёт шанс — если ты поёшь — тебя поддержат", — говорит он.
В этом году на Дне шахтёра Асылхану посчастливилось выйти на сцену вместе с известным певцом Айкыном Толепбергеном. Сейчас мужчина готовится к гала-концерту, где шахтёры будут петь хором "Мен шахтёрмын" — переделанную версию хита "Мен казакпын". Для него это особенно важно: редкий момент, когда обе его жизни — шахтёрская и музыкальная — сходятся в одной точке.
Асылхан признается: "Работать всю жизнь в шахте не планирую. В будущем хотелось бы построить свой бизнес. Думаю, что те качества, которые я приобрёл, работая под землёй — терпение, стойкость, сила духа — пригодятся мне в бизнесе".
В конце мы его спросили, что он может посоветовать молодым ребятам, которые только начинают свой путь?
"Не гнаться за всем сразу, выбирать дело по душе и становиться в нём профессионалом. Жизнь всё равно покажет, к чему ты больше приспособлен. Главное — делать то, что можешь, и оставаться человеком", — заключил Асылхан.
Ранее мы рассказывали историю членов семьи Юсуповых, которые более четверти века обеспечивают тепло в алматинских домах.