«Ему вообще литература не нужна»: Анна Михалкова о сыновьях и интересе к чтению
«У нас летом было заведено, что дети час читают. Естественно, всё через палку, абсолютно без какого-то желания. А когда Серёжа закончил школу и начался ковид, он вдруг прочитал «Шантарам» и стал читать всё подряд. Сейчас он читает. Но ничего не предвещало этого. Надо было дозреть. Когда он поступал во ВГИК, он не прочитал ни одной книги вообще, кроме «Героя нашего времени». И ничего не смотрел — ни одного фильма. И это было как раз круто для поступления, потому что он вообще не знал, что есть кинематографические клише какие-то.
А второй сын, Андрей, — умнейший парень. Просто умнейший, правда. Не потому, что это мой сын. Он блестящий аналитик. Ему вообще литература не нужна. Выдуманный мир ему неинтересен. Более того, описательный мир. Классическая литература ведь, будем честны, в большинстве своём устарела. Это связано с тем, что возможности путешествия через телефон, через глаза (80% информации мы глазами получаем) стали доступны.
Что такое была раньше книга? Это возможность узнать мир: куда дует ветер, как, что и где растёт. А сейчас, когда всё опирается на действия, описательный мир вообще не нужен. Что-то мы читали недавно... я сама выбрала книгу — и заснула сразу. «Прохладный ветерок подул с северной стороны, вот эта травка пригнулась...» — это невозможно, это скучно. Скорость нашего мира давно другая. Это всё устарело. Даже вот «Графа Монте-Кристо» они пытались прочитать. Я говорю: это интереснейшая книга! Взяла её — и просто продиралась сквозь текст. Невозможно нудно».