ДЕНЬ ЮРИСТА
День юриста я не праздную. И не потому, что не считаю себя юристом или «не могу себя называть юристом в стране, где не работает право». Очень даже считаю. Можно сказать, я родился юристом, всегда думал, что это моя профессия и лучше её быть не может. А что касается того, что «не работает», то я все равно буду заниматься правом. Другого не умею и не хочу. Заработает, и мне будет работать легче. Пока сложно, но я упорный, как и любой юрист.
В общем просто не праздную и всё. Не знаю почему. Наверное, потому что некогда. А может ленивый слишком для празднований. Только для работы не ленивый, а для остального совсем обленился. Когда-то давно праздновал день прокуратуры. Сейчас ассоциации с этим днем утратил полностью и даже никого с ним не поздравляю. Искренне и с удовольствием праздную день адвокатуры, потому что это мой праздник.
Но вообще хотел рассказать вам про сегодняшний свой день. Тоже ведь своего рода день юриста. С утра поехал в город Петушки Владимирской области. Было заседание назначено. Даже вроде как прения обещали начать. Я надел по этому случаю костюм, белую рубашку и галстук. Не знаю зачем надел. Из уважения к суду и к прениям, наверное. Я всегда так делаю, хотя коллеги-юристы-работяги надо мной справедливо подтрунивали: всё выпендриваешься, мол, хотя и знаешь давно, что без галстука удобнее. Прения не начали. Государственный обвинитель сказал, что ему нужно дополнительное время для подготовки. Наказание не согласовал ещё с вышестоящей прокуратурой, значит. Начнём в следующий раз.
Судят в этом Петушинском суде юристов. Юрист судит других юристов за то, что они защищали одного бывшего юриста, признанного затем экстремистом. Другие юристы этих юристов-подсудимых обвиняют, а ещё одни другие защищают. Сплошные юристы в зале и все, между прочим, приличные и приятные люди. Все и всё понимают. Одни не могут не обвинять, а другая не может не судить. Иначе самих обвинят и осудят (такое мое субъективное и оценочное суждение). Третьи по собственной воле защищают, рубятся как за себя, у них интересная правовая позиция и вообще это «славная охота, человеческий детеныш» и «мы с тобой одной крови», но ведь тоже понимают, что с пластмассовой вилкой без зубьев да против танков… Вот такой вот день юриста в день юриста получается.
Петушки – город маленький. Здание суда находится в частном секторе, и такие дела здесь вряд ли часто бывают. Скорее всего и вообще не было в этом суде никогда подобных. Когда я приезжал сюда вне процесса, здесь всегда было очень тихо и как-то по-домашнему. В дни процесса же суд всегда оцеплен, на каждой улице сотрудники ГИБДД, которых согнали со всей области, и кругом коротко стриженые мужчины серьезного вида, гуляющие зачем-то вокруг здания суда. Конвоем руководит целый полковник с рацией. Конвой тоже какой-то специальный. Серьёзно всё. Повышенная опасность. Вдруг экстремисты нападут. Видимо, конституцией будут угрожать, а может и ещё чем похлеще. Впрочем, это всё Дина Каминская в своё время описывала. У неё можно почитать.
Я сижу за адвокатским столом так, что рядом со мной всегда один из конвоиров. Это молодой парень в полицейской форме. Ему явно этот процесс не понятен и не интересен, поэтому он снимает свою форменную шапку, прячет в ней телефон и, мне кажется, периодически в него смотрит. У парня сильно стоптанные туфли и часы Rolex Datejust последней модели. Я тоже такие себе хотел, но как обычно пожадничал и ношу старые уже лет 5. Думаю, полицейский не пожадничал и купил реплику где-то в переходе на железнодорожной станции Петушки. Там продаются, я видел. В сочетании с туфлями смотрится стильно. Но вообще этот полицейский приятный и добрый малый, как и все его коллеги. Им сказали с особым усердием охранять «экстремистов», они и охраняют.
Юристы же, которых судят, сидят в клетке и тихо переговариваются между собой. Один из них мой товарищ, знаю его лет 15. Прирожденный юрист, между прочим. Зануда и ворчун редкостный, но человек очень хороший. Один из лучших, кого знаю. Доказано временем и жизнью. Настроение у подсудимых юристов, конечно, не очень веселое. Чего тут веселиться.
Больше года под стражей, и сколько ещё сидеть не понятно. А у всех семьи, дети, родители больные и пожилые. Все их ждут, все чуда хотят. Надеются, конечно, на правосудие. Как не надеяться. Каждый человек надеждой живёт. Но тоже ведь всё понимают. Жалко мне их, и несправедливо то, что с ними происходит.
Раз несправедливо, будем бороться. А все юристы, о которых я сейчас написал, описав свой сегодняшний день юриста, всегда будут об этом деле помнить. Кто-то будет гордиться тем, какую он позицию занимал, а кто-то морщиться от воспоминаний как от зубной боли, желая забыть. Но забыть-то и не получится. Впрочем, может, и все будут гордиться. Во всяком случае, в праздник особенно хочется в это верить. Тем более что рано или поздно всё равно всё будет легко и хорошо. Только вначале надо много поработать. Так, как умеют лишь юристы.
С праздником вас, уважаемые коллеги!