"Запасная дверь": Mercedes может вернуться в Россию — но есть оговорка
Mercedes-Benz регистрирует торговую марку в России, пишет BZ. Немецкий премиальный автоконцерн давно ушел с российского рынка, но догадки о его возвращении заполонили все СМИ. Производитель спешит опровергнуть слухи, однако есть оговорка, указывает автор статьи.
На самом деле Mercedes уже давно ушел из России. Теперь же концерн вновь регистрирует торговую марку, а российские СМИ строят догадки. Что за этим стоит?
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
На самом деле Mercedes-Benz уже давно ушел из России. Весной 2023 года концерн продал свое производственное предприятие под Москвой, дистрибьюторскую сеть и лизинговую компанию российскому дилеру "Автодом", тем самым завершив операционную деятельность в России.
"Сослана чертовка": в МИД Германии разгорелся скандал из-за стихов о Бербок
Теперь внимание привлекает новое открытие. Российские СМИ, в том числе государственное информационное агентство РИА, сообщают, что Mercedes-Benz вновь зарегистрировал бренд в России. Основанием для этого служат записи в базе данных российского патентного ведомства "Роспатент". Согласно этим данным, концерн уже в сентябре 2025 года подал соответствующее заявление — для написания названия бренда как на английском, так и на русском языке.
Российские СМИ делают вывод, что это решение позволяет Mercedes-Benz снова официально предлагать автомобили и запчасти на российском рынке. Быстро заговорили о возможном возвращении западных концернов. Но что на самом деле означает эта регистрация товарного знака?
Mercedes реагирует: защита товарного знака, а не возвращение на российский рынок
По запросу Berliner Zeitung представитель Mercedes-Benz заявил, что концерн полностью ушел с российского рынка. Это решение не изменилось. Регистрация торговой марки не является подготовкой к возвращению, а служит исключительно для защиты собственных прав на бренд.
Причиной этого стала особенность российского законодательства о торговых марках: если торговая марка не используется в России в течение трех лет, ее защита может быть аннулирована, если она не будет зарегистрирована заново. Mercedes-Benz учла этот так называемый льготный период в качестве меры предосторожности, чтобы третьи лица не смогли получить права на бренд.
"Это не указывает на возвращение на российский рынок, а служит для сохранения наших прав на интеллектуальную собственность", — заявил представитель концерна. Кроме того, регистрация товарных знаков не затрагивается действующими санкциями.
Этот шаг вписывается в более широкую стратегию, с помощью которой Mercedes-Benz обеспечивает себе юридическую защиту, не возвращаясь к операционной деятельности. При продаже своего российского производственного предприятия концерн также обеспечил себе временную опцию обратного выкупа.
Другие производители пошли на более радикальные меры. Например, Volkswagen ушел из России без опции обратного выкупа, сознательно отказавшись от стратегической "запасной двери".
Mercedes в России: почему эта новость все же привлекает внимание
Зарегистрированная торговая марка формально дает возможность предлагать продукцию под этим названием. Так, в прошлом году бывший партнер BMW в Калининграде собирал автомобили из имеющихся компонентов и предлагал их под брендом BMW. Мюнхенский концерн дистанцировался от этой смелой затеи.
Другие автопроизводители в настоящее время действуют аналогичным образом. Так, недавно Ford зарегистрировал в России несколько брендов, в том числе логотипы Ford и Mustang, а также торговую марку запасных частей Motorcraft. Об этом сообщило российское государственное информационное агентство ТАСС со ссылкой на записи в базе данных патентного ведомства "Роспатент".
"Надоедливые смутьяны". Европа обиделась — Россия не хочет иметь с ней ничего общего
Ford также пояснил, что регистрация товарных знаков не означает возвращение на российский рынок, а служит для защиты интеллектуальной собственности. Как и в случае с Mercedes-Benz, речь идет о сохранении прав на собственные бренды, пока компания не ведет операционную деятельность.
Тем самым усиливается предположение, что западные концерны защищают свои права в России, не меняя своих стратегических решений или рыночной стратегии.