Майя Скворцова, заместитель директора Калининградского янтарного комбината: «Мы хотели вывести янтарь за рамки привычных украшений»
Дом янтарной моды открылся в Калининграде три года назад — в отреставрированном двухэтажном особняке на территории Калининградского янтарного комбината (входит в структуру «РТ-Финанс» Госкорпорации «Ростех»). Он был задуман как творческая лаборатория: здесь создается необычная одежда — например, платье из балтийского камня, состоящее из 1260 прозрачных пластин. Или янтарный кокошник из 1145 деталей, представленный публике в конце прошлого года. А еще устраиваются модные показы — чтобы показать зрителям новые коллекции.
Сам Калининградский янтарный комбинат — единственное в мире предприятие, где ведется промышленная добыча и обработка янтаря. Месторождения здесь богатейшие: на территории Калининградской области сосредоточено около 90 процентов мировых запасов янтаря. В поселке Янтарный, где находится комбинат, находится крупнейшее месторождение Приморское. Его запасы оцениваются в 52 тысячи тонн янтаря, что обеспечит добычу камня минимум на 100 лет. Возраст балтийского камня — около 50 миллионов лет: он старше доминиканского, возраст которого оценивается в 15–20 миллионов лет, но младше, например, таймырского, обнаруживаемого на севере Красноярского края (78–115 миллионов лет).
Добывать солнечный камень на Балтике начали еще в античные времена: кусочки окаменевшей смолы собирали на побережье. Промышленная добыча началась только в конце XVIII века: для этого были построены шахты. Но вскоре стало ясно: гораздо эффективнее — открытая добыча, для которой закладываются небольшие карьеры.
В 1947 году на базе Кёнигсбергской государственной янтарной мануфактуры был образован Калининградский янтарный комбинат. Сегодня здесь добывают янтарь-сырец, а на собственном производстве выпускают ювелирные украшения, уникальные сувениры и аксессуары. А теперь, помимо линеек украшений, еще и одежду: например, жакеты из экокожи, украшенные янтарем. «Культуромания» побеседовала с Майей Скворцовой, идеологом Дома янтарной моды и заместителем генерального директора по ювелирному производству и коммерческой деятельности Калининградского янтарного комбината.
— Майя, расскажите, пожалуйста, о Доме янтарной моды. Как появилась идея его создания?
— Идея родилась из стратегической задачи — развивать собственное перерабатывающее производство, создавая продукцию с высокой добавленной стоимостью. Для этого нам необходимо было вывести янтарь за рамки привычных украшений и показать его как современный, легкий и гибкий материал для дизайна. Мы хотели создать творческую лабораторию, где художники и технологи в прямом диалоге с производством могли бы экспериментировать и вводить янтарь в актуальную fashion-индустрию.
— А как была выбрана площадка для Дома?
— Мы нашли идеальное место на нашей же территории — историческое здание начала XX века в неоготическом стиле, построенное для Кёнигсбергской янтарной мануфактуры. При поддержке нашего акционера Госкорпорации «Ростех» его отреставрировали, сейчас это одно из красивейших зданий архитектурного ансамбля комбината. В Доме моды находится дизайн-студия, где рождаются образы, швейная мастерская, подиумный зал. Это символично: мы продолжаем традиции, но наполняем их абсолютно новым содержанием.
— С какими дизайнерами уже сотрудничали и с кем планируете?
— Самый первый показ мы провели с калининградскими дизайнерами одежды, которые дополнили готовые коллекции нашими украшениями и аксессуарами. Сейчас задача — интегрировать янтарь в образ на этапе создания собственного костюма. Мы расширили штат, и в Доме моды на данный момент работают именно наши сотрудники, включая закройщиц, швей, технологов. Мы делаем ставку на собственных специалистов — они в постоянном контакте с производством по обработке янтаря и прекрасно чувствуют этот материал.
— Очень интересно, как же происходит создание одежды с янтарем?
— Действительно, это очень увлекательный процесс. Конечно, все начинается с идеи. Например, я приношу концепцию в виде эскиза. Дальнейшая задача — воплотить ее в материале, предложить технологические решения. Необходимо продумать, какую форму придать камню, как его нанести на ткань, как обработать, чтобы он держался и не треснул, а также как добиться нужного эффекта. К обсуждению подключаются все специалисты. Это всегда совместная работа на стыке искусства и технологий.
— Первая собственная линейка одежды с янтарем была представлена в прошлом году. Кто трудился над дизайном?
— Это совместное творчество нашей команды Дома моды — швей и технологов одежды — с художниками ювелирного производства, которые занимаются обработкой камня. Мы отталкивались от уже освоенных техник работы с янтарем и возможностей материала. Например, разработали мозаичную вышивку, перенесли напыление янтарной крошкой в аксессуары и украшения. В итоге создали 60 уникальных образов, от вечерних платьев до джинсов с инкрустациями.
— Где создаются коллекции, сотрудничаете ли с другими фабриками?
— Каждое наше изделие — это всегда штучная работа, выполненная специалистами Дома янтарной моды. Мы не привлекаем сторонние фабрики — это позволяет контролировать качество на каждом этапе. Основная задача творческой мастерской — задать тренд, поэтому все изделия выпускаются в единственном экземпляре, а инкрустации выполняются вручную.
— А где, кроме Дома янтарной моды, проходят показы коллекций?
— Площадок, где нас ждут, много. Наши изделия можно увидеть как на крупнейших российских выставках, так и за рубежом. Например, в Турции на Istambul Jewelry Show, в Китае на China International Import Expo и в рамках Российско-Китайского Экспо. В этом году мы представим эксклюзивную и серийную продукцию в Хошимине на Expo Eurasia Vietnam. Если говорить о постоянных показах, то свои коллекции мы презентуем в Калининграде, на Международном форуме «Содружество моды» в Санкт-Петербурге, а также на Международном янтарном форуме AmberForum, который в прошлом году прошел в Москве на ВДНХ и собрал несколько тысяч гостей. Янтарь очень любят в Китае. В декабре мы показали одежду с солнечным камнем в Посольстве Российской Федерации в Пекине и получили много восторженных отзывов. Сейчас готовим уже второй показ для китайских поклонников янтаря в Ханчжоу, где в марте этого года состоится Russian Fashion Display.
— Майя, могли бы вы охарактеризовать потребителей одежды из янтаря?
— Думаю, это человек, осознанно ищущий эксклюзив с историей. Тот, кто ценит натуральные материалы и ручную работу. Наши коллекции янтарной одежды представлены в фирменных бутиках в Калининграде и Санкт-Петербурге. Спрос в премиум-сегменте хороший — около 15% уникальных изделий уже нашли своих владельцев.
— Можно ли попасть к вам на экскурсию?
— Пока Дом янтарной моды — это прежде всего рабочее пространство. Но в то же время — это часть нашего премиального экскурсионного маршрута. В теплое время года малые группы в составе до десяти человек могут спуститься в Приморский карьер, посмотреть, как добывается солнечный камень, а затем на ювелирном производстве и в Доме янтарной моды увидеть, как янтарь превращается в готовые украшения или становится частью костюма.
— Уверена, вы знаете огромное количество интересных фактов об этом удивительном самородке и его добыче. Расскажите, пожалуйста, несколько из них нашим читателям.
— Самый очевидный, но важный: это не камень, а окаменевшая смола древних хвойных деревьев. Соответственно, это очень живой материал, несущий в себе историю возрастом более 50 миллионов лет. Для меня это — энергия, солнце, тепло и бесконечный источник вдохновения. Добывают янтарь открытым способом в Приморском карьере. Ежегодно Янтарный комбинат увеличивает добычу. В 2025 году мы побили рекорд нового времени и добыли 712 тонн. Это стало возможным благодаря поддержке Ростеха, который инвестировал серьезные средства, миллиарды рублей, в модернизацию комбината.
— Куда же потом реализуется такой объем?
— Янтарь-сырец ежедневно продается на бирже «Восточная им. В.В. Николаева». В торгах могут участвовать все желающие из любой точки мира. Солнечный камень любят и перерабатывают во многих странах, но наша задача — развивать российскую янтарную отрасль и способствовать росту продукции с высокой добавленной стоимостью внутри России. Поэтому для отечественных переработчиков дополнительно организованы аукционы янтаря, которые также проводятся онлайн.
— А что видят туристы, попавшие на смотровую площадку Приморского карьера?
— С площадки открывается вид на крупнейший в мире карьер по добыче янтаря. Можно увидеть, как работает техника. А для самых любопытных мы организовали специальный маршрут, о котором я уже сказала выше. За актуальной информацией можно следить на официальном сайте комбината. Точно могу сказать: мы в топе туристических мест Калининградской области, и ежегодно к нам приезжает порядка 130 тысяч туристов. Так что, считаю, для гостей региона это место обязательно к посещению.
— Какие интересные находки были сделаны за последние годы?
— Из последних — прекрасно сохранившийся в янтаре таракан. Инклюзы — включения флоры и фауны в янтаре — это вообще отдельная история, которая много может рассказать о жизни на Земле миллионы лет назад. Янтарь в этом смысле — как жесткий диск, накапливает и хранит информацию. Еще примеры — инклюзы со стрекозой и с сосновой веточкой, которые целиком сохранились в солнечном камне. Все находки уникальны, они хранятся в наших экспозиционных залах в Янтарном и в Москве. А вообще, каждый кусочек янтаря — это капсула времени, которую мы превращаем в произведение искусства и передаем своим покупателям.
Беседовала Ксения Воротынцева
Фото: Дом янтарной моды Калининградского янтарного комбината (входит в структуру «РТ-Финанс» Госкорпорации «Ростех»)