Глаза в глаза: охотник из Перемышльского района рассказал о собаках, азарте и природе
«Друг, напарник и почти член семьи», — говорить о своих четвероногих помощниках житель деревни Зимницы Анатолий Павлович Фокин может часами. Наши журналисты побывали у него в гостях и послушали истории про охоту с собаками.
Музыка гона
Накануне открытия осеннего сезона у Анатолия Фокина всё готово. Охотничий билет, разрешение, путёвка, все необходимые документы на болотную и полевую дичь.
Охотничий стаж Анатолия Павловича – Палыча – более 50 лет. Хобби официально берёт начало с 16 лет, с тех пор как вступил в Перемышле в местное общество охотников, сдал экзамены и получил билет. Первые заработанные на практике в ветеринарном техникуме деньги – 80 рублей — ушли на приобретение ружья. С тех пор с ним не расстаётся, не променял его ни на какие современные аналоги.
Вопреки обывательскому мнению, к охоте человека привлекает чаще не желание добыть много зверя, а общение с природой. У Анатолия Павловича Фокина так и было. Побродить по утренней росе с собакой по окрестным лесам – это отдых от будней, лучше которого нет! Сейчас, на пенсии, он ходит на охоту, иногда даже не расчехляя ружьё. Но в былые годы, конечно, азарт гона захватывал.
Ещё до покупки двустволки он завёл себе щенка породы русская пегая гончая, сам натаскал её. Собаку назвал Пиратом, первой его добычей стал «русачок» – заяц-русак.
По словам Анатолия Павловича, в охоте с гончей прельщают голос, его музыка. Кульминацией всего процесса является не выстрел – это развязка, а момент, когда собака «повисает на хвосте». Лай становится заливистым. А если ещё идут двое, то тут такое начинается! «Адреналин зашкаливает, руки трясутся!..»
О каждом виде охоты он может рассказывать часами. Глаза сразу загораются, пережитые эмоции вновь обуревают, и мы, слушатели, невольно включаемся в процесс. Ловим себя на мысли, что – да, наверное, мы что-то пропустили в этой жизни. А Палыч не пропустил.
Про собак мой собеседник говорит, используя особые, охотничьи, фразы. Так, вспоминает, что у него были русско-пегие гончие от потомков красногонов, тех, кто принимал участие в гоне зверя стаей. «Те были злобные, нестомчивые (неутомимые) – могли сутками работать, не уставая».
— Охота с легавыми сама по себе очень красивая. Собака должна быть единым целым с хозяином. Общаешься с ней глазами, жестами и свистом.
У него больше 16 лет жил английский сеттер по кличке Карат. Летом — осенью тот прекрасно работал по дупелю, вальдшнепу, перепёлке, коростелю, куропатке.
Карат был псом характерным, с этаким джентльменским достоинством. Работал по птице, но битую дичь не подавал: не дворянское это дело… Любил ездить с хозяином на машине, рядом с водительским местом. Как-то даже прогнал воров со двора – те убежали не солоно хлебавши. Один раз пропадал. Его нашли в бобровой яме. Был уже стареньким – сам выбраться не мог. Хозяин вытащил и на колясочке довёз друга до дома.
За всю жизнь собак у Палыча было столько, что трудно даже навскидку сказать – 20 или 30…
Одно время Палыч держал норных собак – ягдтерьеров и фокстерьеров. С ними, бывало, в день приносил по три лисы.
Фокин вспомнил, как попала к нему такса. Очень хотел иметь такую собаку, но тогда, в начале восьмидесятых, у нас их было не достать. Он буквально выпросил алиментного щенка у заводчика, дав за него вдвое больше денег. На покупку ушла вся зарплата и ещё сверху. Жена охала: «На что троих детей будем кормить!..» Кроху, который умещался на ладошке, привезли в машине из Москвы. Назвали Маркизом, он впоследствии отлично работал по лисам и на выставках брал первые призы.
Собачья наука
Постепенно приучать щенка взаимодействовать с охотником начинают уже в два месяца. Специфика в том, чтобы четвероногий напарник мог понимать команды на расстоянии и без голоса. С 5—9 месяцев молодого пса наганивают и натаскивают на зверя или птицу. Более крупных собак, гончих, берут с 9—11 месяцев, чтобы не надорвались.
Одной из основных команд для охоты — апорту – хозяин учит своих собак сначала с помощью обычной палочки, которую кидает в воду. Затем эту игрушку заменяет на кроличью лапку.
Не всякую собаку и не всему можно научить. Как и везде, в этом деле есть статисты и мастера. Одни гончие более чутьистые, с хорошим полазом (захватом обследуемой территории), паратые (быстрогонящие), другие работают хуже, гонят в «пятку» (путают направление гона). Есть ещё много разных мудрёных тонкостей, которые могут быть непонятны непосвящённому читателю.
Осенний сезон Анатолий Павлович собирается вновь начать в охотугодьях Тульской области, до которой от дома рукой подать. Как обычно, пойдёт с двустволкой по суворовским лесам. Сейчас, в свои семьдесят, он проходит по утренней зорьке километров четырнадцать. А раньше, бывало, поход затягивался и на сутки.
Он уже заранее предчувствует, с каким удовольствием будет смотреть на работу драатхара Геры, которая уже по каким-то своим собачьим признакам догадалась о начале сезона охоты и в нетерпении заглядывает хозяину в глаза.