А ты сделал прививку? Как в Калужской области обстоят дела с ветряной оспой
Сообщения о вспышках ветряной оспы в России каждый день появляются в СМИ. Небывалое число заболевших на Ямале, в Башкирии, на Алтае, в Оренбургской и Воронежской областях. Что происходит, как обстоят дела в нашем регионе, можно ли обезопасить себя и своих детей?
Что происходит?
— Стабильный рост имеет место, — подтверждает главный внештатный инфекционист минздрава области Станислав Зайцев, — но сказать, что грядёт страшная пандемия, что вирус стал агрессивнее, что мы видим наплыв в больницы тяжёлых пациентов, нельзя. По-прежнему в Калуге в стационар попадают с осложнениями единицы.
Увеличение случаев ветрянки наблюдается последние пару лет. Если 2023 году в области зафиксировано 3754 случая, то в 2024-м — 5897. Такая же тенденция — с распространением других детских инфекций, например, коклюша.
Одна из причин таких метаморфоз, по мнению врача, — ситуация с COVID-19 в 2020 году.
— Во время пандемии, с одной стороны, шло вытеснение других микроорганизмов, все дали дорогу «царю» – он был везде и вся. Мы, к примеру, и гриппа почти тогда не наблюдали, ковид стал доминирующей патологией. С другой стороны, сыграла свою роль изоляция. Дети не посещали сады и школы, находились дома с родителями и друг другу ничего не передавали, даже если единично кто-то заболевал, то распространение не шло, потому что ребёнок сидел дома с родителями. Когда же ограничения, связанные с коронавирусом, сняли, то активность циркуляции ветрянки усилилась, она стала быстро распространяться в детских коллективах.
Лёгкая инфекция?
Ещё одна причина роста числа заболевших — нежелание родителей прививать детей и отношение ко многим инфекциям как к несерьёзным, с которыми лучше «познакомиться» пораньше. До сих пор, в XXI веке, при наличии вакцин, при огромном количестве информации от доказательных врачей, практикуются «коревые и ветряночные вечеринки» — когда к заболевшему малышу приводят здоровых, чтобы заразить, легко переболеть и забыть.
А как на самом деле?
— Есть доля правды в том, что в детстве некоторые болезни переносятся легче. Ветрянка — один из типов герпеса, человек заражается, болеет, а после вирус остаётся в организме в дремлющем состоянии. Позже, обычно в пенсионном возрасте, когда иммунитет ослабевает — на фоне стресса, переохлаждения, может случиться реактивация вируса, название такой реактивации — опоясывающий лишай, — объясняет Станислав Зайцев. — Среди серьёзных осложнений у пациентов, которые ранее не болели, — вирусная пневмония, ветряночный энцефалит, менингит, а также бактериальные инфекции кожи.
Тяжело протекающая ветрянка у ребёнка — это редкие случаи, в процентах они невелики. Но всегда можно оказаться в единицах. Зачем играть в «русскую рулетку», если есть вакцина, которая хорошо защищает? Да, она не в нацкалендаре, надо поискать, поспрашивать – у педиатров, в частных клиниках. Если задаться целью, то можно найти.
— Почему мы слышим про вспышки только некоторых болезней? Например, о внезапных эпидемиях краснухи ничего не знаем?
— Какой-то вирус обладает большей заразностью, какой-то меньшей. Та же ветрянка может проходить через вентиляцию: если кто-то болеет в подъезде, можно «подхватить» её, не находясь в прямом контакте. Такая же высокая контагиозность и у кори. Краснуха в этом отношении уступает.
Назад, в Средневековье?
— Почему такое ничтожное количество родителей готовы вакцинировать ребёнка, помимо календаря, и можно ли как-то повлиять на тех, кто вообще отказывается от прививок?
— Мы как медики пытаемся объяснить людям, что надо вакцинироваться, какие-то примеры привести, педиатры участковые стараются убедить родителей. Но, конечно, если человек себе что-то вбил в голову – то его не заставишь. Самое обидное — родители, те, которые старше 20 лет, в большинстве сами привиты, но при этом готовы рискнуть здоровьем своих детей, не имея доказательной базы. Кто-то где-то сказал, написал… Общаешься, говоришь: «Ну подожди, ты же сам вакцинирован, придёт инфекция, ты будешь защищён — а твой ребёнок? Тебе его не жалко?»
В советское время не было такого количества дезинформации, форумов антипрививочников, мы все привиты, и наши родители привиты, все понимали пользу вакцинации.
Мы то поколение, которое не видело ничего страшного. Если говорить о каком-нибудь семнадцатом веке, то вы представляете, что там творилось? Выходишь из дома, смотришь налево — один от чумы помирает, смотришь направо — другой от холеры, от дифтерии. Средняя продолжительность жизни — 20—30 лет. Если чума заходила, то выкашивала людей городами. А сейчас, когда медицина шагнула далеко вперёд, появились антибиотики, новые методики лечения инфекционных болезней и большинство населения провакцинировано, все расслабились. Мы не видим ни дифтерии, ни полиомиелита, не видим эпидемий. И рассуждаем: «А зачем вакцинироваться от того, чего нет». Но в дальнейшем, если будет такая динамика с антипрививочниками, то потихоньку начнёт увеличиваться число незащищённых людей, исчезнет коллективный иммунитет, и достаточно будет какой-то маленькой инфекции, чтобы случилась вспышка.
Просто надо немного окунуться в историю медицины, чтобы понять, что будет без вакцин.
P.S. Моя старшая дочь переболела ветряной оспой в два года — без серьёзных последствий, но достаточно тяжело. Когда родилась младшая, я не собиралась ждать её «знакомства» с этой инфекцией и вовремя сделала прививку в два этапа. Кроме желания сохранить здоровье, ещё одной мотивацией стал страх испортить себе отпуск. Купить путёвку, билеты на самолёт или поезд и перед поездкой внезапно увидеть сыпь на теле ребёнка. С тех пор прошло несколько лет, в детском саду за это время случилось несколько карантинов, но мою привитую дочь вирус обходил стороной. В те самые напряжённые минуты — когда билеты и путёвки были куплены, я облегчённо выдыхала — защита есть, работает, и нас ждёт отпуск, а не пятнистое от зелёнки тело и лихорадка.