80 волшебников: как жительница Барятина собрала коллекцию Дедов Морозов
Уже не первый год Барятинский музей радует посетителей необычной выставкой в канун праздников. Коллекцию сказочных персонажей собирает местная жительница – воссоздаёт эпоху с помощью знакомых и любимых всеми героев.
Шесть несчастных, с которых всё началось
Собирать новогодних волшебников Елена Панькина не планировала – искала одного-единственного. Советского, ватного, в белоснежной шубе. Из своего детства. Такого «дедушку» каждый год ставили под ёлочкой в родительском доме, а на ветках висела кукла – Коломбина, тоже из ваты. Точнее, не на ёлочке, а на сосне – в семье была традиция украшать именно это дерево, и потом, уже с мужем, Елена эту традицию продолжила. Не хватало только образов из детства.
В начале нулевых девушка обходила блошиные рынки, просматривала объявления и как-то, продолжая поиск, зашла к женщине, у которой увидела шесть Дедов Морозов.
— Они стояли в ящике такие грязные, несчастные – я сразу поняла, что их заберу. Выкупила, дома отмыла. И с этого началась моя коллекция, — вспоминает Елена.
Сейчас в этой коллекции – около 80 «дедушек», чуть меньше – Снегурок и ещё – винтажные игрушки времён СССР. И тот, заветный ватный Мороз из детства, большой, 47-сантиметровый, производства калининской фабрики, всё-таки нашёлся.
— Ватной Коломбины, как у родителей, пока не отыскала. Но верю, что рано или поздно она у меня появится!
Четыре года назад Елена стала директором церковно-краеведческого музея «Истоки» в Барятине, и тогда же появилась мысль организовать выставку в конце декабря. Идея понравилась местным жителям, выставка стала традиционной новогодней.
— Игрушки отражают разные периоды истории нашей страны, и я собираю экземпляры из каждой эпохи. 30-е годы — это серп и молот, пионеры с горнами и барабанами, — всяческая символика советской агитации, — рассказывает коллекционер. — Тогда же появились шары с портретами вождей, но их быстро сняли с производства, сейчас остались только в частных коллекциях. 50-е годы – это сельскохозяйственный бум, продукты питания, знаменитая кукуруза Хрущёва. А в 60-е – главное событие – полёт человека в космос, на ёлках появились ракеты из стекляруса, дирижабли, космонавты.
Игрушек 40-х годов у меня нет, пока это только в планах. Их трудно найти. Фабрики тогда приостановили производство игрушек, но малыми партиями они выпускались, были специфическими – например, Дед Мороз в каске, с оружием в руках. А на открытках писали – «Защищай от врага свою Родину!». Дома ставили ёлки, делали игрушки из кусочков ткани, гильзы от патронов, лампочки обычные, проволочку небольшую превращали в украшение. Праздник во время войны создавали как могли — это был символ надежды: вот придёт Новый год, и всё будет хорошо.
Экспозиция и герои
Выставку в музее открывает оригинальная пластмассовая ёлочка со старыми игрушками – простенькая, кривоватая, не слишком пушистая, но родная для каждого, жившего в тот период.
Следующее новогоднее дерево украшено ватными фигурками, сделанными самой Еленой.
Дальше – стенд, посвящённый новогодним и рождественским волшебникам разных стран – от Монголии до Америки.
— Чем наш Дед Мороз отличается от Санта-Клауса, например? Наш обязательно в длинной шубе, у Санты — короткая куртка, очки, — объясняет Елена, — а ещё наш передвигается на санях с лошадьми, а Санта – на оленях. Но главное – у нашего Дедушки есть внучка!
Каждый экспонат новогодней выставки – раритет. Двухполозные советские коньки «Снежок», старая детская шубка, костюм зайчика с сиротливой мишурой на ушках. Облупившаяся Царевна-лебедь на прищепке, выпущенная в год юбилея Пушкина. Пластмассовые Морозы, которые раньше в народе считались «бездушными», а сейчас кажутся такими тёплыми и близкими.
Знакомые и незнакомые директора Барятинского музея, узнав о коллекции, с удовольствием её пополняют.
— Вчера позвонил мужчина, сказал, есть сюрприз. И принёс вот этих персонажей.
Елена достаёт из старой коробочки с надписью «новогодние гости» снеговичка, Снегурочку и Деда Мороза из пенопласта – все в идеальном состоянии, будто сегодня с фабрики приехали. 1988 год. Уже под сорок ребятам, а так и не скажешь.
Ещё один уникальный герой экспозиции – ватный Дед Мороз, с ног до головы украшенный надписями. Он хранился в семье с 1974 года по 2017-й – и каждый наступающий год в канун праздника прописывали на фигурке.
— А это знаете что?
Плоские красные фигурки – утки, мишки, крокодилы…Что-то знакомое…
— Это из советских хлопушек, — улыбается Елена.
Точно. Куда ни кинешь взгляд – наткнёшься на воспоминание. Детство.