Посол России предупредил о рисках реализации планов Южной Кореи по созданию атомной подводной лодки
Российский посол в Сеуле Георгий Зиновьев заявил, что планы Южной Кореи получить атомную подлодку серьезно дестабилизируют обстановку в Северо-Восточной Азии. Этот шаг, по мнению дипломата, усилит напряженность вокруг КНДР и не поможет примирению на полуострове.
Посол Российской Федерации в Республике Корея Георгий Зиновьев на встрече с журналистами 11 февраля 2026 года выразил обеспокоенность в связи с планами Сеула обзавестись подводной лодкой с атомной силовой установкой. Дипломат указал, что реализация данного проекта способна осложнить обстановку в Северо-Восточной Азии и не будет способствовать снижению напряженности на Корейском полуострове .
«Если говорить о ситуации в Северо-Восточной Азии, то этот шаг, наверное, укладывается в логику силового давления на Пхеньян», - отметил Зиновьев. По его словам, вокруг КНДР и так демонстрируется значительная военная сила, что Пхеньян обоснованно воспринимает как прямую угрозу своей безопасности. «По нашим оценкам, это не будет способствовать ни снижению напряженности, ни примирению на Корейском полуострове», - подчеркнул дипломат .
Дипломат провел параллель с сотрудничеством в рамках AUKUS, где США и Великобритания передают Австралии технологии атомного подводного судостроения. «Как и в случае с AUKUS, это стало бы серьезным вызовом для режима ДНЯО и системы гарантий МАГАТЭ», - констатировал посол. Передача ядерным государством материалов неядерному создает опасный прецедент, подрывающий цели ДНЯО, что ранее также отмечали в Госсовете КНР .
В Москве принимают во внимание заявления Сеула о приверженности нормам нераспространения. Вместе с тем, как указал Зиновьев, требуются «прозрачные и понятные меры учета и контроля». Российская сторона выступает за обсуждение данной проблематики в рамках МАГАТЭ с выработкой соответствующих механизмов верификации .
В ходе октябрьского саммита 2025 года президент США Дональд Трамп заявил о готовности разрешить Южной Корее строительство атомных подводных лодок на верфях в Филадельфии. В свою очередь, президент Республики Корея Ли Чжэ Мён 3 декабря 2025 года подчеркнул: «Подводная лодка с атомной силовой установкой - это военная техника, а не ядерное оружие. На ней нет ядерной бомбы, поэтому она останется в рамках режима нераспространения» .
В январе 2026 года заместитель министра обороны США по политическим вопросам Элбридж Колби и министр обороны Южной Кореи Ан Гю Бэк провели переговоры, в ходе которых стороны договорились углубить сотрудничество в разработке Сеулом атомной подводной лодки. В южнокорейском оборонном ведомстве данный проект рассматривают как шаг, который позволит укрепить способность страны возглавлять оборону полуострова .
Эксперты ПИР-Центра отмечают, что строительство атомных подводных лодок напрямую не зафиксировано в действующих доктринальных документах Республики Корея, однако опубликованная дорожная карта свидетельствует о приоритетности проекта на ближайшее десятилетие. При этом стратегическая целесообразность программы вызывает дискуссии: ряд специалистов ставит под сомнение оправданность строительства АПЛ как инструмента противодействия КНДР, указывая на специфику географии и близость границ .
КНДР со своей стороны также ведет работы по созданию атомного подводного флота. В декабре 2025 года северокорейская сторона продемонстрировала ход строительства атомной подводной лодки, что является продолжением долгосрочной стратегии модернизации военно-морских сил. По оценкам экспертов, реализация программ атомного подводного флота на Корейском полуострове может привести к трансформации межкорейского соперничества в качественно более сложную среду - мировой океан, способствуя росту блокового противостояния .
Российская Федерация последовательно выступает за соблюдение международных договоренностей в области нераспространения ядерного оружия и готова к конструктивному диалогу по данной проблематике на многосторонних площадках, включая МАГАТЭ.