Ликвидация УПА-Север и зачистка Волыни
Нейтрализация бандеровских территориальных округов была задачей сложной. УПА-Север и УПА-Запад вели сопротивление долго и очень ожесточённо.
Cозданный первым, округ УПА-Север территориально относился к Волыни и Полесью, где с согласия абвера была создана «Полесская Сечь» Тараса Бульбы-Боровца, ставшая впоследствии УПА* и УНРА.
С укреплением позиций Бандеры его люди в 1943 году у Бульбы-Боровца УПА отняли, убив между делом его жену и пристрелив пару десятков соратников. Возглавил УПА Дмитро Клячкивський (Клим Савур). Именно он по большей части создал военно-организационную, территориальную, мобилизационную и тыловую структуры УПА, реорганизовывая её до самой смерти.
В самый активный период существования УПА-Север состояла из округов «Туров» (командир Юрий Стельмащук – Рудый), «Заграва» (командир Петро Олийнык – Эней), «Богун» (командир Федир Воробец – Верещака). Округ состоял из четырёх отрядов, куда входило столько же куреней. Общая численность группировки Клячкивського достигала в середине 1944 года почти 7000 бойцов. После округа меняли названия и командиров по мере их ликвидации. Особой заслугой Клима Савура считалась «мобилизация» в УПА нескольких сотен боевиков из украинской вспомогательной полиции.
Дмытро Клячкивський – Клим Савур
С советскими партизанами у Клячкивського воевать не получалось. Попытки атаковать отряды Фёдорова и Ковпака привели к болезненным ответкам, и Клим Савур отдал приказ прекратить крупные стычки и перейти к подпольной деятельности.
Сам он отлично владел конспирацией, распространяя через агентуру ложные и отвлекающие сведения. Еще в марте 1944 года, судя по докладу наркома госбезопасности УССР Савченко своему шефу Меркулову, чекисты считали, что настоящая фамилия Клима Савура – Шухевич.
Достигнув соглашения с разведкой вермахта, УПА-Север начинает сопротивление РККА. Прежде всего, это выражалось в налётах на тыловые и госпитальные части, диверсиях на коммуникациях и нападениях на небольшие маршевые и интендантские группы. Параллельно банды занимались истреблением поляков.
Одна из бойовок УПА на Волыни ведет учебный бой
Дерзость нападений бойовок (особенно после гибели Ватутина) заставила активизироваться НКВД, но зачистить огромную территорию с организованной сетью бандитских групп было непросто. Для борьбы с бандеровцами сюда перебросили пять стрелковых бригад внутренних войск НКВД.
В Ровенской и Волынской областях НКВД отрабатывала основные приёмы противодействия бандеровцам, которые будут применяться до середины 50-х годов. Главной задачей считалось обезглавливание бандеровского сопротивления, местоположение и перемещение его лидеров определялось оперативниками и «ястребками». Немаловажную роль в ликвидации полевых командиров сыграли легендированные «агентурно-боевые» группы НКВД, действующие под видом дезертиров или автономных ячеек УПА. Задачами групп было налаживание связей с реальными бандитами и их ликвидация самостоятельно или с применением более крупных сил. Первой целью были главари банд и командиры бандеровской СБ – Службы безопасности.
В апреле 1944 года, наткнувшись на советский патруль в Березновском районе Ровенской области, нашёл свою погибель Василий Макар (Сероманец) – мрачный и всех подозревающий начальник СБ УПА-Север.
30 августа 1944 года был убит начальник штаба округа Леонид Ступницкий (Генерал Гончаренко). Бывший штаб-ротмистр императорской армии полковник УПА, огребавший ещё от Котовского и Пархоменко, Ступницкий примкнул к Бульбе-Боровцу, а потом «с вещами» достался Бандере, руководил старшинскими школами, разрабатывал операции. Однажды он был арестован НКВД, но помогли поддельные документы. Когда его окружила мобильная группа в с. Дермань Здолбуновского района, документы уже не проверяли. Пытаясь сохранить героический ореол авторитета, в УПА ходили истории, что Ступницкий застрелился, хотя он и трое его «поплечников» были ликвидированы в перестрелке.
Наряду с крупными операциями НКВД совершенствовал агентурную работу. В бандах, подпольных явках работало до полутора тысяч агентов, их информация и документы сверяли и анализировали в республиканском управлении госбезопасности и НКВД. Благодаря этой работе вышли на след командира округа «Туров» Юрия Стельмащука (Рудого). Во время операции в с. Кухотская Воля были добыты документы структуры УПА-Север, по которым вышли на ближайшее окружение бандита. В начале января 1945 он заболел тифом и был взят быстро и тихо. Пытаясь сохранить себе жизнь, Стельмащук, с которым общался лично замнаркома НКВД УССР Тимофей Строкач, выдал маршруты и явки Клячкивського. Но бандеровец был настолько заляпан кровью украинцев и поляков, что трибунал приговорил его к расстрелу. 5 октября 1945 года приговор привели в исполнение.
Юрий Стельмащук и его призыв к добровольной сдаче УПА
Информацией Рудого воспользовались незамедлительно. Операцию готовили быстро, но тщательно. В донесении наркома НКВД В.С. Рясного на имя Л.П. Берии указано, что под руководством Т. Строкача 12 февраля 1945 года была проведена операция, по итогам которой на хуторе Оржев Костопольского района Ровенской области были убиты 26 бандитов, а 79 взяты в плен. Группа 20-й бригады ВВ НКВД под командованием начштаба 233-го батальона старшего лейтенанта Хабибулина обнаружила вооружённую группу, которая начала отстреливаться и убила красноармейца. В перестрелке бандеровцев перебили, их трупы увезли в Ровно, где Рудый опознал тело Клима Савура.
Через несколько месяцев, 4 июня 1945 года, на хуторе Линюв на Волыни был застрелен сменивший Клячкивського на посту командира УПА-Север Михайло Ведмидь (Карпович), а до него был убит проводник ОУН* в Подолии Зенон Голуб-Богдан.
Следующим 15 января 1946 года взяли живым командира округа «Тютюнник» Федира Воробца (Верещака). Это была одна из крупнейших удач НКВД. Самого «героя» сдали подчинённые, а уж он в киевском изоляторе писал килограммы бумажной информации о своих «побратимах». Именно, по данным Верещаки, стала понятна картина и исполнители нападения на Ватутина и убийства 20 чинов НКВД в Костопольском районе. Кровавый стукач выторговал свою жизнь. Расстрел ему заменили 25 годами «зоны», где он и закончил свой путь.
17 февраля 1946 года возле с. Рудники Маневицкого района на Волыни попал в запланированную засаду и был ликвидирован один из самых жестоких бандеровцов, участник боя под Гурбами и один из главных исполнителей «волынской резни» Петро Олийнык (Эней). Тогда он взялся выполнять командование УПА-Север, но командовал недолго.
Следующим командиром округа стал Мыкола Козак (Смок). Это был опытнейший враг, которому удавалось через своих агентов, работавших по его заданию на НКВД, разоблачать агентов чекистов, которых казнили жесточайшими методами. Подозрительный Смок был инициатором внутренних чисток УПА, которые тоже заканчивались казнями на изобретённом Козаком пыточном станке. Весной 1946 года его объявили в розыск, искали долго и нашли. Бойцы спецгруппы МГБ окружили и пристрелили палача на Ровенщине только в 1949 году.
До этого, 29 июля 1947 года, агенты МГБ в результате операции с подставными участниками «бойовок» вышли на Мыколу Якимчука (Ковтонюка) Олега, экс-главу полицаев Луцка, командира округа «Туров», начальника охраны Клячкивського и участника массовых казней евреев и поляков. Окружённый Якимчук-Ковтонюк застрелился в схроне в с. Борохов Киверцовского района Волынской области.
Ликвидированные главари УПА-Север Л. Ступницкий, М. Козак (Смок), П. Олийнык (Эней), М. Якимчук (Олег)
Двух бандеровских командиров Григория Троцюка (Верховинец) и Ивана Литвинчука (Дубовой) ликвидируют в 1951 году. Троцюк командовал в это время округом «Завихвост» и славился кровавыми нападениями в Брестской области. Ему через агентурную сеть передали радиопередатчик, в который была вмонтирована бомба. Троцюк вышел на связь и самоликвидировался.
Литвинчук официально признан правительством Польши военным преступником и одним из руководителей «волынской резни». Именно он командовал уничтожением Яновой Долины, где людей рубили топорами и сжигали живьём.
Дубового тоже загнали в схроны, а после блокировали на Золотиивских хуторах Ровенщины и забросали гранатами.
Последним командиром УПА-Север был Василий Галаса (Орлан) – известная фигура националистического подполья, для поимки которого был даже создана спецгруппа «Закат» и разработана отдельная операция. Галасу взяли при помощи снотворного. Он активно сотрудничал с органами, за что получил бонус – приговор 10 лет в лагере под Житомиром. Этот дожил аж до 2002 года. Почему – это уже другая история.
На заглавном фото. Спецгруппа подполковника МГБ Виталия Захарова