На Золотой горе в Челябинске почтили память жертв политических репрессий
Роза Николаевна Фокина приезжает на Золотую гору уже четвертый год подряд. Возможно, здесь, под камнем-мемориалом, лежит ее дед по материнской линии. Точно сказать не может никто: на Золотой горе перезахоронили более 11 тысяч расстрелянных после того, как в близлежащих шахтах обнаружили останки. Капля в море раздавленных государственной машиной — их число превышает 700 тысяч человек.
— Деда из Татарстана везли в Магнитогорск строить, и там кто-то на него донес — его репрессировали, расстреляли. Хотя он делал все для людей, строил бараки. Пришла только бумага, что он расстрелян: увезли его в Челябинск и расстреляли. Ни следов, ничего, — рассказала Роза Фокина.
Деда Роза Николаевна почти не помнит: она была маленькой девочкой. И о гонениях на семьи давно забыли даже те родственники, которые живут в Магнитогорске. Но внучка репрессированного считает своим долгом бывать у мемориала: кто-то из семьи должен хранить память.
Пришедшие на митинг — лишь небольшая часть репрессированных челябинцев: сейчас на учете состоят 3942 реабилитированных и 21 человек из категории пострадавших от политических репрессий. Митинг на Золотой горе могут посещать уже не все.
— Основная наша забота — это помогать людям: сейчас у нас многие уже с палочками, многие лежачие. Мы их не оставляем, это самое главное. Ну и, конечно, наша эта организация убывающая. Но будем держаться, сколько можем, — объяснила председатель областной общественной организации реабилитированных граждан и лиц, пострадавших от политических репрессий «За справедливость» Людмила Кайгородова.
Сама Людмила Владимировна стала репрессированной в двухнедельном возрасте. Спустя много десятилетий Людмила Кайгородова объясняет свой тембр голоса тем, что родителей с малышкой две недели без еды везли товарным поездом, и девочка не переставая кричала от голода.
Число участников митинга с годами не уменьшается. Теперь половину мест занимают школьники и кадеты.
— Очень важно, чтобы в памяти этих молодых, подрастающих людей те события, которые застали их деды и прадеды, навсегда сохранилось, чтобы никогда этого больше не повторилось, — подчеркнул вице-мэр Челябинска по социальному развитию Сергей Авдеев. — Золотая гора стала символичным и, наверное, святым местом не только для челябинцев и жителей Челябинской области, но и в принципе для жителей всего большого Урала.
Чтобы достойно почтить память погибших, на горе отслужили панихиду, выступили представители разных конфессий, зажгли свечи. А к мемориалу все желающие возложили цветы.
Родные и семьи репрессированных ежегодно собираются на Золотой горе в Челябинске 9 сентября — в этот день в 1989 году тут перезахоронили найденные останки расстрелянных. Событие приурочили к еще одной важной дате в России: 30 октября — День памяти жертв политических репрессий. В Челябинске в эту дату также звучат слова благодарности за сохранение исторической памяти, и репрессированные делятся воспоминаниями.