Польша оседлала идею-фикс «российского вторжения». Колонка Евгения Беня
Многие в Польше до сих пор живут в 1939 году и искренне верят в неизбежное «вторжение России» и «предательство Запада».
19 июня в Польше сгорели и более непригодны к эксплуатации два боевых танка Т-72М1. Это произошло во время их транспортировки после завершения крупных региональных учений Dragon-2021. Трейлеры, которые перевозили технику, столкнулись на трассе А6. Пострадавших людей нет.
Крупнейшее в этом году учение Войска Польского Dragon-2021 прошло 2-18 июня почти на всей территории страны — в наземном, воздушном, морском и кибернетическом пространствах. В учении приняли участие около 9,4 тыс. польских военных с задействованием около 800 единиц техники. Основными участниками этих маневров были 18-я и 16-я механизированные дивизии, воинские части которых развернуты у границ России и Белоруссии в восточной части Польши.
На днях было предано публичности: власти Польши разместят на востоке страны противотанковые ракетные комплексы Javelin, купленные ранее у США, о чем сообщается на сайте вооруженных сил страны. Отряды войск территориальной обороны, которые первыми получат американские ПТРК на вооружение, прошли соответствующее обучение и готовы использовать его в комплексе мер «сдерживания вероятного агрессора».
Согласно контракту, заключенному с американской стороной, польские военные первыми после американских получат новейшую версию Javelin — FGM-148 °F, принятую в производство в прошлом году.
Многие в Польше до сих пор живут в 1939 году и искренне верят в неизбежное «вторжение России» и «предательство Запада». Об этом пишет газета Myśl Polska, комментируя реакцию польских аналитиков, политиков и журналистов на переговоры президента России Владимира Путина с президентом США Джо Байденом. Издание отмечает, что как только между Москвой и Вашингтоном становится вероятной перспектива восстановления отношений, в Польше сразу начинают бить тревогу и кричать о «вторжении России» и «предательстве Запада». Встреча Путина и Байдена в Женеве не стала исключением. При этом Варшава и безо всякого надумываемого вторжения во время учений понесла потери в военной технике.
Симптоматично, что польская риторика о «предательстве Запада» происходит на фоне нарочитого и, можно сказать, циничного забвения в этой стране Мюнхенского сговора (1938) Польши с фашистской Германией, приведшего к совместному захвату и разделу Чехословакии, что и подтолкнуло начало Второй мировой войны. Информация же о том, что сотни тысяч поляков вместе с гитлеровцами воевали против СССР, проскакивает чрезвычайно редко даже за пределами Польши.
Польша, где правят националисты, видит в России исторического врага, и, возможно, в том числе поэтому охотно предоставляет свои полигоны для военных учений НАТО. С каждыми новыми маневрами США перебрасывают в страну всё новые подразделения. Варшава стремится разместить у себя мобильные войска, способные к быстрой переброске в любые районы Европы. Тем самым Польша готова быть плацдармом для перебазирования войск США на Украину.
Впрочем, польские власти сетуют, что военный потенциал их государства недостаточен. Такое признание в этом году вырвалось у председателя правящей в этой стране партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского. Политик заявил, что Польше придется быстро развивать свои военные возможности, потому что, дескать, мир становится все более и более опасным и «того, что у нас есть сегодня, недостаточно». Польская армия проиграла имитированную войну с РФ, когда в ходе учений «Зима 2020» «российская армия» взяла Варшаву. Теперь поляки намереваются еще более укреплять свои вооруженные силы.
В настоящее время общая численность вооруженных сил Польши составляет около 124 тыс. человек (без резерва). Свыше половины из них — 68 тыс. человек — несут службу в рядах сухопутных войск. В рамках принятой в 2017 году «Концепции национальной обороны» идет непрерывная накачка военного бюджета. Так, если в 2018 году он составлял 42,9 млрд злотых (менее 12 млрд долларов), то в 2020-м вырос до 50,4 млрд злотых (более 12,6 млрд долларов), превысив 2% от ВВП страны. К 2030 году его планируется увеличить еще до 2,5%.
В 2020 году Вашингтон и Варшава подписали договор об увеличении на польской территории американского контингента (на данный момент численность американских военных в Польше — более 5,5 тыс. человек). В стране планируется в связи с этим построить и реконструировать массу объектов военного и двойного назначения. Польская сторона возьмет на себя часть расходов на содержание иностранных войск. Общая стоимость таких мероприятий остается неизвестной, но руководство страны говорит о необходимости трат для коллективной и национальной безопасности.
В настоящее время ведутся мероприятия по созданию новых структур, частей и соединений разного рода. Основное внимание при этом уделяется сухопутным формированиям. Продолжается создание войск территориальной обороны. В 2021 году общую численность этого рода войск, включая резервистов, планируется довести до 53 тыс. человек.
Осуществляется программа Wilk («Волк»), целью которой является закупка 500 новых танков для замены наличной техники. При этом Польша располагает четвертым в НАТО (после США, Турции и Греции) танковым парком, включающим в себя машины третьего поколения: немецкие 2А4, собственные РТ-91 (созданы на основе Т-72), Т-72.
В Польше основу военно-воздушных сил составляют истребители-бомбардировщики четвертого поколения. В ближайшее время начнется обновление ВВС. Так, в 2020 году был подписан польско-американский контракт на поставку истребителей пятого поколения F-35A. Соглашение стоимостью в 4,6 млрд долларов предусматривает передачу 32 самолетов, некоторого количества комплектующих и подготовку личного состава. Первые F-35A передадут заказчику в 2024 году. Техника будет поставляться по четыре-шесть единиц в год. Первая эскадрилья достигнет начальной оперативной готовности к 2028 году. В соответствии с основным контрактом обучение в США пройдут летчики и технический состав.
Все это прямо свидетельствует о том, кто на самом деле склонен к агрессивным планам, несмотря на очевидный пафос которых польские военные теперь, в мирное время, исхитрились потерять два боевых танка.