В 1986 году американская лингвистка Джуди Кегл открыла в Никарагуа жестовый язык, до того момента неизвестный ученым. Изучая его закономерности, Кегл предположила, что наблюдает этот язык на ранней стадии его развития. Причем общались на нем преимущественно никарагуанские школьники, не знавшие ни одного другого языка. Для ученой это стало аргументом в пользу теории о «биологической грамматике», согласно которой в наш мозг встроена способность распознавать языковые закономерности. Впоследствии открытие Кегл стало лингвистической сенсацией: о нем написала авторитетная газета The New York Times, никарагуанский жестовый стали изучать другие ученые, а популяризатор науки Стивен Пинкер назвал этот случай «абсолютно уникальным» примером возникновения языка «из воздуха». О том, как всё было на самом деле, рассказывает Степан Ботарёв, автор телеграм-канала «Работник культуры».
До 1980-х у глухих в Никарагуа не было жестового языка. Тем не менее, в нескольких специальных школах детей с инвалидностью по слуху пытались учить чтению по губам и устному испанскому. Методика обучения глухих речи через чтение по губам и повторение артикуляции говорящих людей называются «орализм» (от англ. oral — устный). Именно этой методике, сторонником которой был, к примеру, изобретатель телефона Александр Белл, долгое время отдавали предпочтение во многих странах, включая Никарагуа.
Рекомендуется к просмотру:
"Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?" |
"Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой Лимпопо". |
Пишет автор фото Сергей Анашкевич: Настоящие. Открытые. Любопытные. Немного стеснительные и часто голодные. Но такие классные и веселые. Какими бы ни были условия их жизни, они все равно выглядят счастливыми и почти всегда улыбаются. Дети. Такие дети... Помню, как сделано каждое фото с этими детскими лицами. Каждый эпизод. Удивительно, как именно детские моменты врезаются в память...
Рекомендуется к просмотру:
Непременным атрибутом практически любой войны, происходящей в Тропической Африке, является использование детей. Часть из них непосредственно участвует в боевых действиях, часть выполняет вспомогательные функции, но почти всегда они есть, и их немало. Этот образ стал настолько уже привычным, что возникает ощущение, что дети-солдаты там были всегда и на всех войнах. Однако это не так. Более или менее массовым это явление стало в последние 30-40 лет, а до того отмечались отдельные случаи, не носившие системного характера.
Юные бойцы Симба. Конго, примерно 1964 год.
Отсюда возникает вполне логичный вопрос – почему именно в последние десятилетия эта тема так интенсивно эксплуатируется? Что такого случилось? Случилось много чего, и всё оно взаимосвязано. Попробуем распутать этот клубок.
Рекомендуется к просмотру:
Мальчишки превращают полиэтиленовые пакеты, старую одежду и обрывки покрышек в то, что приносит им радость – футбольные мячи!
Игровые поля могут быть сухими, песчаными, поросшими сочной травой или сорняками – сгодится любая более или менее ровная площадка. Футбольные ворота сделаны из красного дерева или из обломков, выброшенных на берег прибоем. Одни дети играют босиком, другие – в потрепанных кроссовках, ботинках, резиновых сандалиях. Но все без исключения пинают самодельные кривобокие мячи с восторгом и самоотдачей.
Рекомендуется к просмотру:
читать далее