Около 200 лет назад в храме в Лефортове обвенчались родители Достоевского
Отец писателя работал тогда в Московском военном госпитале
Совместная жизнь Михаила и Марии Достоевских, родителей великого русского писателя, началась в Лефортове. В 1819 году штаб-лекаря Михаила Достоевского перевели ординатором в Московский военный госпиталь (сейчас госпиталь Бурденко), где он прослужил два года.
Лечил раненых в Головинском дворце
С Лефортовом был связан и юношеский период жизни Михаила Достоевского. Когда началась Отечественная война 1812 года, он учился в 4-м классе Московской медико-хирургической академии. После Бородинского сражения все больницы и временные лазареты были переполнены ранеными. Самых тяжёлых направляли в военный госпиталь в Лефортове и в его филиал, организованный в Головинском дворце.
Катастрофически не хватало врачей и санитаров. И руководство военного госпиталя обратилось к генерал-губернатору Москвы графу Фёдору Растопчину с просьбой направить в Головинский госпиталь преподавателей и учащихся Московской медико-хирургической академии. Среди них был и студент Михаил Достоевский. Затем перед сдачей Москвы французам он вместе с головинским госпиталем эвакуировался под Рязань.
О военной медицинской службе Достоевского в архивах сохранился подробный рапорт. По окончании войны он несколько лет прослужил в Бородинском пехотном полку. Откуда и перевёлся потом в Москву.
Любила музыку, была умна и энергична
Во время службы в лефортовском госпитале Михаил Достоевский познакомился с Марией Нечаевой из зажиточного московского купеческого рода с многочисленной роднёй. «Двадцатилетняя Мария Фёдоровна была не чужда поэзии, любила музыку, да и сама была достаточно музыкальна, зачитывалась романами, — так писал о матери в мемуарах младший брат писателя Андрей Михайлович Достоевский. — Она была умна и энергична, любила своего мужа настоящей, горячей и глубокой любовью!»
Кстати, их пути вполне могли пересечься в 1812-м во время эвакуации из Москвы. Марии тогда было 12 лет. Семейство Нечаевых жило очень богато до войны, и они везли с собой огромную сумму в ассигнациях, однако их карета чуть не утонула в реке. Людям удалось спастись, а ассигнации промокли так, что восстановить их не удалось. Весь наличный капитал семьи погиб.
Поднимать детей помогала крёстная
В январе 1820 года пара обвенчалась в госпитальном храме Святых апостолов Петра и Павла. А в октябре там же окрестили первенца Михаила, который впоследствии будет очень дружен с братом, Фёдором Достоевским. Характер Михаила Достоевского, всегда озабоченного зарабатыванием денег для большой семьи, был сложный. И уживаться с ним было нелегко. И никто не умел так подбодрить и утешить пессимиста-мужа, как Мария Фёдоровна. «Дети нас любят, и мы щастливы ими, чего же нам больше богатства да составит ли оно наше щастие! Друг мой, умоляю тебя, отбрось все печальные думы, Бог милосерд не оставит нас Своею милостию…» — писала она ему в одном из писем.
Материально семью поддерживала многочисленная родня. Так, крёстной матерью всех семерых детей Достоевских была родная сестра Марии Фёдоровны.
«Александра Фёдоровна вышла замуж за одного из богатейших московских купцов Александра Алексеевича Куманина. Не имея своих детей, Куманины постоянно помогали многочисленной семье Достоевских, особенно после смерти родителей, взяв на себя воспитание и образование оставшихся сирот», — писала историк литературы Вера Нечаева, организатор Музея Достоевского в Москве.