Светлые альвы скандинавов и кельтские феи Броселианда
Джозеф Ноэль Патон. Воссоединение Оберона и Титании
Джон Симмонс. Титания, королева эльфов из пьесы Шекспира
Тем более что Церковь объявила эльфов и фей демонами либо падшими ангелами, соблазнёнными дьяволом, и рассказывать о них порой было просто опасно для жизни. Даже Шекспир в упомянутой выше пьесе причислил эльфов и фей к подданным древнегреческой богини колдовства Гекаты.
Кстати, вы знаете, что такое «гламур»? Настоящий, а не выродившийся, современный? Это способность эльфов и фей «отводить глаза», создавая зрительные иллюзии. Считается, что слово «glamour» связано с французским «gramarye» (гримуар), которым называют книги заклинаний. «Гламурными» тогда называли и ловко обманывавших простаков цыганок. А сейчас – безголосых певичек и самозваных «светских львиц».
Тёмная сторона эльфов
Внезапные болезни людей и домашних животных стали объяснять поражением их «эльфийсками стрелами». В Шотландии, например, их называли «saighead sith» – «волшебные стрелы», в Ирландии – «gae sídhe», «дротики сидов» (о сидах мы ещё поговорим). А внезапный паралич или эпилептический припадок называли «ударом фей» или «эльфийским ударом». Характерным признаком поражения эльфийской стрелой считался и неожиданный приступ болей в суставах или в позвоночнике. В сельской местности Британии, Ирландии и скандинавских стран в эльфийские стрелы верили даже в начале XX века.
Рисунок из «Псалтири Эдвина» XII века: эльфы и человек, поражённый их стрелами
Скандинавский амулет от стрелы эльфа
Кроме того, утверждали, что эльфы могут вызвать тяжелую болезнь, пролив эль или пиво. Эльфам приписывали и подмену некрещёных новорождённых детей: германцы, скандинавы и кельты часто болеющих и просто излишне капризных детей называли подкидышами эльфов. Чтобы вернуть своего ребёнка, рекомендовалось напугать «настоящих» родителей «подкидыша», подвергнув его какой-то опасности. Священники объясняли пастве, что эльфы и феи настолько уродливы и отвратительны днём, насколько прекрасными кажутся ночью.
Известно, что и Жанну д’Арк обвиняли в «идолопоклонстве у дерева фей», которое в её родной деревне называли также «деревом дам» и «майским деревом». Марк Твен так писал об этом в романе «Личные воспоминания о Жанне Д'Арк сьера Луи де Конта, её пажа и секретаря»:
«Источник фей» в Домреми, фотография 1910 г.
А позже у этого дерева Жанне стали являться архангел Михаил, святая Екатерина Александрийская и великомученица Маргарита Антиохийская.
Э. Герин. Жанна д’Арк у «дерева фей» в окружении ангелов, 1921 г.
Ч. Рикеттс. Жанна д’Арк и её голоса, 1924 г.
Высшие иерархи французской католической Церкви и самые авторитетные профессора Сорбонны потом «доказали», что на самом деле с призывами о спасении Франции к будущей святой обращались демоны Велиал, Бегемот и сам Сатана.
Эльфам и феям приписывали сооружение многих менгиров, а в Дании – даже и строительство некоторых готических церквей. Кстати, основание датского города Роскилле связывают с имевшим отношение к волшебным существам королём Хродгаром (Hroðgar, он же или Roas). Этот король является одним из героев древнейшей из написанных на англосаксонском языке эпической поэмы «Беовульф» и правил Данией во времена, когда на эту страну напало чудовище Грендель.
В числе сооружений, «построенных эльфами» – самый большой дольмен Франции Рош-о-фе (Roche aux fées), который называют также «сказочным камнем» или «камнем фей». Он находится недалеко от бретонского города Эссе:
Согласно преданию, камни для его строительства феи носили в фартуках, лишние потом высыпали – и получилась ещё и знаменитая аллея дольменов, которую местные жители также называют «камнями фей». В средние века после помолвки юноша и девушка в ночь новолуния должны были обойти эти камни, пересчитывая их: юноша справа, девушка – слева. Если в своих подсчётах они ошибались на три камня и больше, устраивать их свадьбу категорически не рекомендовалось. В общем, неплохая была «отмазка» для нежелающих вступать в брак – достаточно было довольно сильно «ошибиться» при подсчёте в ту или иную сторону.
«Курганом фей» называют и самое знаменитое мегалитическое сооружение Ирландии, датируемое 2500 годом до н. э. – Ньюгрейндж.
Ньюгрейндж – официально признан ЮНЕСКО самым большим и важным мегалитическим сооружением Европы
Подземные помещения этого кургана называют также «пещерой Солнца» – его лучи проникают сюда в день зимнего солнцестояния.
Пещера кургана Ньюгрейндж
А на этой гравюре XIX века вы видите также связанный с эльфами и ведьмами знаменитый качающийся камень Логан в графстве Корнуолл – он раскачивается даже при незначительном прикосновении к нему:
В средние века была распространена легенда, что женщина может стать ведьмой, если сумеет 9 раз прикоснуться к этому камню, ни разу не пошевелив его.
Современные эльфы
Старания католической церкви и новые веяния в литературе и культуре сделали своё дело, и в XIX веке эльфы выродились в помощников Святого Николая, который в католических и протестантских странах также претерпел весьма странную эволюцию (избежав её в государствах, народы которых исповедуют православие). В 1823 году Клемент Кларк Мур опубликовал в США стихотворение «Однажды ночью перед Рождеством» – о святом Николае, который, прилетев на оленьей упряжке, проник в дом через дымоход, чтобы оставить подарки спящим детям. Написано оно было по мотивам церковного предания о деньгах на приданое, которые получили от этого иерарха три бедные девушки. В 1863 году американскому художнику Томасу Насту пришла в голову мысль поселить Святого Николая на Северном полюсе, одеть в красную шубу с красным же колпаком и заставить его весь год заниматься подготовкой подарков для послушных детей. Архиепископ курортной Миры Ликийской (территория современной турецкой провинции Анталия), который, вероятно, и снега никогда не видел, надо полагать, был в шоке от перспективы такого переезда. Но деваться ему было некуда: и крупные, и мелкие торговцы моментально сообразили, что под это дело можно заработать, резко повысив цены в канун Рождества. Как и легенда о святом Валентине, эта история с подарками Санта Клауса быстро обрела коммерческий характер. А потом художница Луиза Мэй Олкотт решила, что Санта Клаус хоть и святой, но с задачей изготовления такого количества подарков ему одному, пожалуй, и не справиться, да и вообще – нужно расширять производство. Она и добавила христианскому святому помощников – и ни каких-то ангелов, а эльфов, которых бывший Мирликийский архиепископ, видимо, взял в рабство: а чем ещё можно объяснить бесплатную работу на него языческих волшебных существ? Эльфы Луизы Олкотт неожиданно оказались не вечно юными красавцами, а неказистыми пожилыми мужчинами. Настоящие феи и эльфы народных сказок стали отходить на второй план. В одном фантастическом рассказе, написанном во второй половине ХХ века, повествуется о том, как дожившие до нашего времени эльфы решили вернуться и захватить власть над миром. Они умели брать под контроль сознание ещё помнящих о них взрослых людей, но потерпели поражение, потому что современные дети уже ничего о них не знали.
Ситуация стала меняться после публикации фэнтезийных произведений британского филолога и переводчика Джона Толкина. Правда, опять-таки, рассказывал этот оксфордский профессор не о настоящих эльфах, а о придуманных им волшебных существах. Но он благоразумно поместил их не в Броселианде и не в норвежских фьордах, а в несуществующем Средиземье, что снимало все претензии специалистов.
Джон Толкин
У книг Толкина сразу появилось множество поклонников, стало развиваться движение «ролевиков», разыгрывавших некоторые эпизоды этих романов, и роли эльфов всегда и везде были самыми желанными и престижными. «Окучивать» перспективную тему ринулись толпы подражателей разной степени одарённости. Получалось примерно, как в этом пародийном стишке:
Гномья лесного принц и канцлер орков.
Вокруг тебя империи трясутся,
На кладбищах пируют некроманты,
Сражаются друг с другом кто попало...
(Генри Лайон Олди).
Однако круг читателей книг жанра «меча и магии» был всё же ограниченным, и потому подавляющее большинство людей к фанатам Толкина относились как к полусумасшедшим, но безобидным чудикам с бутафорскими мечами и луками. Окончательную победу эльфы одержали благодаря вот этому смешному толстячку:
Это режиссер Питер Джексон, который снял две кинотрилогии: основой первой послужил масштабный труд Толкина «Властелин колец», второй – небольшая повесть «Хоббит или Туда и обратно». Благородные и мудрые эльфы у Джексона получились такими «няшками», что шансов противостоять их обаянию уже не было.
Кадр фильма «Хоббит: Битва пяти воинств»:
А здесь в роли королевы эльфов Галадриэль оказалась любимица Сталина – герой социалистического труда и кавалер трёх орденов Ленина полковник Ирина Спалько (то есть актриса Кейт Бланшетт, игравшая также в фильме «Индиана Джонс и королевство хрустального черепа»):
Большую поддержку эльфам оказали и разработчики компьютерных игр.
Но сегодня мы всё же поговорим о настоящих светлых альвах, эльфах и феях. Сразу отметим, что от других связанных с природой божеств нижнего уровня (тех же нимф, наяд или дриад) эльфы отличались наличием у них определённой иерархии, общественной жизни и даже признаков государственности. В Норвегии считали, что все низшие лесные божества-туссеры (эльфы, гномы или веттиры, тролли) живут селениями, держат скот и даже строят церкви. Вот как выглядит одна из таких эльфийских церквей – эти камни можно увидеть в Исландии недалеко от Рейкьявика:
Эльфы и феи имели собственных королей и королев.
Джон Дункан. Мерлин и королева фей
Существовали территории, которые они контролировали и старались не допускать на них чужаков – но и не претендовали на чужие земли.
Светлые альвы скандинавов
В «Старшей Эдде» рассказывается об альвах – светлых, которых соотносят с эльфами других стран, и тёмных – цвергов или карликов, которых часто называют гномами. И, надо сказать, что именно о светлых альвах мифы скандинавских и германских народов рассказывают очень мало – о тех же цвергах или ледяных великанах можно узнать гораздо больше. В «Младшей Эдде», написанной Снорри Стурлсоном, утверждается, что альвы зародились как черви в плоти Имира – великана, убитого богами Одином, Вили и Вё. Из этой же плоти, кстати, была создана вся суша. Таким образом, альвы появились одновременно с девятью мирами Иггдрасиля (ещё два мира – огненный Муспельхейм и ледяной Нифльхейм, существовали до появления Имира). Утверждается, что светлые альвы похожи на людей, но превосходят их красотой и изяществом – «обликом прекраснее солнца». Они имели свой язык и руническую систему письменности.
Кстати, имя толкиновского Гэндальфа можно перевести как «Маг альв». С альвами связаны и некоторые другие имена: например, упоминаемая Тацитом в «Германии» пророчица Альбруна («Наделённая знанием альвов»), первый правитель королевства лангобардов в Италии Альбоин («Друг альвов») и даже до сих пор использующееся имя Альфред («Советующийся с альвами»).
Из рода светлых альвов происходила одна из богинь судьбы – норн (вторая была из рода асов, третья – из цвергов). Князем альвов назван кузнец Вёлунд – известнейший персонаж скандинавских легенд.
Светлые альвы поселились в одном из новых миров, который и был назван Альвхеймом. В «Видении Гюльви» (первая часть «Младшей Эдды») говорится, что он находится на третьем небе (самом высоком), которое называется Видблайн. Согласно «Старшей Эдде», Альвхейм был подарен асами богу из рода ванов – Фрейру, который, как и его отец Ньёрд и сестра Фрейя, стал добровольным заложником при заключении мира между этими богами: все они пользовались в Асгарде большим уважением.
Фрейр и Фрейя
В некоторых источниках Альвхеймом называют область на территории Норвегии и Швеции – между устьями рек Гёта-Эльв и Гломма. Дело в том, что другое имя Фрейра – Ингви, и он считается родоначальником династии конунгов (Инглинги), которые правили Швецией до 1060 года, а Норвегией – до 1319-го.
В Дании светлых альвов называли словом «elv», в Швеции и Норвегии – «alv», в Исландии – «alf-ur», в Англии, где в Эпоху викингов поселилось много скандинавов – «aelf». Происхождение этих, безусловно, однокоренных слов неясно, наиболее достоверной кажется «кельтская» версия, согласно которой все они произошли от «ellyl» или «aillil» («сияющий»).
Исландский скальд Сигватур Тоурдарсон сообщает, что ещё в XI столетии в Вестергётланде (область на западе Швеции) совершались жертвоприношения альвам – и до наших лет сохранились «эльфийские алтари» (elf-altars). А в «Саге о Кормаке» утверждается, что в Исландии жертвы альвам приносились и в XIII веке.
Тех эльфов, что живут не в небесном Альвхейме, а в лесах, в Швеции называют скоге, в Дании – элле. У таких волшебных существ обычно был какой-то дефект, например, пресловутые заострённые уши или одна ноздря. Иногда говорится, что у них есть копыта или бычьи хвосты. В Швеции и Дании считали, что лесных эльфов можно узнать по полым спине и затылку – и потому они стараются прикрыть их плащом и шляпой. При этом мужчины лесных эльфов описываются как старики в широкополых шляпах, а вот женщины – всегда молоды и прекрасны.
Больше всего эльфов, судя по всему, сейчас живёт в Исландии, местный историк Магнус Скарфединссон «насчитал» на этом острове 13 разновидностей эльфов, 4 вида гномов и 2 вида троллей. В 2007 году сотрудниками университета этого островного государства было проведено вполне серьёзное социологическое исследование, в ходе которого выяснилось, что 8 % опрошенных граждан страны искренне верят в существование эльфов, более 80 % не отрицают их существование, 62 % полагают, что в настоящее время эльфов в Исландии нет, но они могли жить здесь раньше.
В Исландии, кстати, до сих пор стараются ничего не строить рядом с большим камнем, а этот камень – передвигать на другое место, поскольку он может быть домом какого-нибудь эльфа.
И кельты, и скандинавы с германцами связывают с эльфами (альвами) и феями круги в лесах, которые у нас называют «ведьмиными кольцами»: считается, что в этих местах они танцуют и водят хороводы. Принять участие в своих танцах они иногда предлагают случайно оказавшимся рядом смертным людям. В местности близ датского города Оденсе рассказывали легенду о свадьбе в Норре-Броби, где невеста, увидев, что соседний холм поднялся и стоит на красных колоннах, из любопытства подошла к нему, приняла чашу с вином от эльфа и согласилась на один танец с ним. Когда танец закончился, она вспомнила о муже и поспешила домой. Её никто не узнал, кроме древней старухи, которая сказала:
После этих слов девушка упала на землю и умерла.
Рассказывали и историю женитьбы одного крестьянина на фее, которая проникла в его дом через маленькое отверстие в двери. Когда мужчина вбил клин в это отверстие, фея приняла облик нормальной женщины, забыла о своём прошлом и осталась у него, родив много детей. В старости крестьянин решил рассказать ей о том, как они встретились в первый раз, и даже вытащил из отверстия в двери когда-то вставленный в него клин. Его супруга тут же вновь превратилась в фею и ушла к своим родичам.
Общим является и поверье, что эльфы боятся железа, не любят колокольный звон, а также запах чеснока и валерианы.
Феи Броселианда
Реальная фотография, сделанная в Броселиандском лесу: на заднем плане позолоченный каштан в окружении пяти чёрных остовов сгоревших деревьев
Мы уже говорили, что в областях, населённых потомками кельтов, имелись «деревья фей», в общении с которыми потом обвинили Жанну д’Арк. Но существовал и целый лес, в котором феи якобы были полновластными хозяйками. Это знаменитый Броселианд, и даже Виктор Гюго упоминал о нём в романе «93 год»:
(В настоящее время Броселианд считают частью Пемпонского леса).
Броселианд тесно связан со знаменитыми легендами Бретонского (Артуровского) цикла, которые польский писатель Анджей Сапковский назвал «архетипом, прообразом всех произведений фэнтези».
Знаменитую ученицу Мерлина – фею Моргану многие соотносят с бретонской речной феей Морган. Впрочем, некоторые связывают её с ирландской богиней войны Морриган, другие – с валлийской богиней плодородия Модрон.
John Roddam Spencer-Stanhope. Morgan le Fay. 1880
Моргана, безусловно, является самой популярной феей Бретонского цикла, и в XIX веке в её честь даже было названо известное с давних пор редкое природное явление сразу нескольких частично накладывающихся друг на друга миражей:
Фата Моргана
Описание Фата Морганы есть даже у Чехова – в повести «Чёрный монах»:
10 декабря 1941 года у Мальдивских островов коварная бретонская фея показала морякам английского транспортного судна «Вендор» гибнущий крейсер «Рипалс», атакованный японскими торпедоносцами близ Цейлона – за 900 км от них. Зрелище было настолько убедительным, что капитан «Вендора» решил оказать помощь тонущим соотечественникам и потратил на их поиски несколько часов.
Но вернёмся в Броселианд, где Моргана создала «Долину без возврата», выход из которой не могли отыскать неверные своим дамам рыцари. Их освободил потом воспитанник другой феи – Вивьен, знаменитый сэр Ланселот (в которого, кстати, Моргана была безнадёжно влюблена).
Броселианд, Долина без возврата
Ланселот сражается с двумя драконами, охраняющими вход в Долину без возврата, картина XV века
Племянницей Морганы была фея Мелюзина (полуженщина-полузмея), потомками которой считались английские короли Ричард Львиное Сердце и Джон Безземельный, королева Елизавета Вудвилл.
Миниатюра из рукописи «Роман о Мелюзине» Жильбера де Меца, около 1410 г.
Согласно преданию, будучи насильно доставлена на воскресную мессу, она бесследно исчезла из церкви. Прототипом Мелюзины считают принцессу Мелисанду – племянницу короля Иерусалима Балдуина II и жену графа Анжуйского Фулька V, которая стала матерью первого короля династии Плантагенетов. Змеиного хвоста у неё, конечно, не было, но современники к этой легенде относились вполне серьёзно, и будущий святой Бернард говорил о Плантагенетах:
А Томас Бекет писал о Генрихе II Плантагенете и его детях:
В своём происхождении от феи не сомневался и сын Генриха II Ричард. После падения Аккры в 1191 г. он приказал убить 2700 пленных, за которых не был уплачен выкуп. В ответ на поднявшийся ропот заявил соратникам-крестоносцам:
Кстати, именно за этот поступок Ричард и получил своё знаменитое прозвище – Львиное Сердце: львы в то время олицетворяли не только воинскую доблесть, но и жестокость.
По другой версии этой легенды, Мелюзина стала родоначальницей дома Лузиньянов. Мартин Лютер уверял, что Мелюзина была демоном похоти и разврата – суккубом, и в средние века грешниц даже стали называть «дочерьми Мелюзины».
В Броселиандском лесу есть два озера – «Зеркало фей» (le Miroir aux Fées) и Компер. Во втором из них находился подводный замок упоминавшейся выше феи Вивьен, которую называют также Нимуэ, Нинев, Владычицей и Девой Озера. Она гордилась тем, что Мерлин так и не смог лишить её невинности (в отличие от других его учениц), а потом даже заточила знаменитого кельтского волшебника в скале.
Гастон Бюссьер. Мерлин и Вивьен
Броселианд, «Могила Мерлина»
Именно Вивьен подарила Артуру его знаменитый меч Экскалибур.
Lady of the Lake
Она же два раза спасала этого короля от покушений его сводной сестры – Морганы, обиженной на него за то, что он насильно выдал её замуж (от нелюбимого супруга она и сбежала в Броселианд, где стала ученицей Мерлина).
Кстати, знаменитая мелодия Шуберта, на которую положена молитва Ave Maria, первоначально была написана в качестве Ellens Gesang III – 3-ей песни Элейн, героини поэмы Вальтера Скотта «Дева Озера».
До сих пор в Броселианде показывают источник Барантон (la Fontaine de Barenton), вода которого якобы исцеляет от безумия. Его же называли источником молодости: верили, что умывание водой из него разглаживает морщины.
Броселианд, источник Барантон
В следующей статье будет рассказано о сидах Ирландии, эльфах и феях Британии, а также об орках и уграх.