Спортивый комментатор Валерий Близнецов поделился секретами профессии
27 декабря отмечалось столетие нижегородского государственного радио. И как раз в тот день гостем нашей редакции стал известный радио- и тележурналист Валерий Близнецов. Для телевизионной аудитории он много лет комментировал хоккейные матчи с участием «Торпедо», а в радиоэфире вёл свою спортивную программу. Основы – со школы «Благодаря дедушке меня с раннего детства тянуло к радио, – начал свой рассказ Валерий Владимирович. – Утром он, только встав, сразу включал радио, и оно работало целый день. При этом дедушка предпочитал слушать именно наши, горьковские передачи. Меня же то и дело звал к приёмнику, говорил: вот это надо послушать, и это, и это. Ещё делился теми ощущениями, которые остались у него от первых радиоэфиров. Замечу, что во время войны он был миномётчиком, дошёл до Берлина, а в качестве трофеев привёз из Германии аккордеон и радиоприёмник «Телефункен». Его мы иногда включали и тоже слушали вместе: крутили ручку настройки, ловили разные радиостанции. В общем, ещё будучи мальчишкой я осознал ценность радио, оно уже тогда прочно вошло в мою жизнь.
Когда я учился в восьмом классе 113‑й школы (неподалёку от стадиона «Динамо»), там появилось своё радио. Это было событие! Оно стало возможным благодаря учителю труда, замечательному педагогу, мастеру на все руки Авениру Николаевичу Морозову и нашим шефам – заводу имени Петровского, выпускавшему радиоаппаратуру. В школе создали радиоузел, в каждом классе повесили репродуктор. Сначала радио служило только для обыкновенной зарядки. Проводили её перед вторым уроком, минут пять мы, ученики, выполняли физические упражнения под музыку и бодрый голос диктора. Но Авениру Николаевичу этого было мало: уже через месяц-полтора он предложил мне готовить радиопередачи. Я с седьмого класса был задействован в программах Горьковского телевидения, именно поэтому Морозов обратился ко мне. Естественно, я согласился. Поначалу читал информацию из газет, журналов. Потом при помощи магнитофона стал записывать для эфира небольшие сюжеты о школьной жизни учителей и самих ребят. Идею подал опять-таки Авенир Николаевич, он же показал, как монтировать записи. Были зарисовки о людях, репортажи о событиях в школе, включая спортивные.
Соревнования у нас проводились по разным видам спорта. И нельзя не сказать, что выпускниками 113‑й школы были именитые спортсмены. Среди них – серебряный призёр чемпионата СССР по хоккею в составе горьковского «Торпедо» Игорь Чистовский, двукратный чемпион мира по прыжкам на лыжах с трамплина Гарий Напалков, шестикратный чемпион Европы по спортивной радиопеленгации Анатолий Гречихин. Мастер спорта по лёгкой атлетике Виктор Любимов, ставший специалистом в сфере кораблестроения, доктором технических наук, – также наш выпускник. Таких людей, если они приходили в родную школу, я тоже старался записывать. А учитель физкультуры Геннадий Константинович Агеев сделал перед спортзалом целую фотогалерею наших выпускников‑спортсменов».
В детстве Валерий любил кататься на коньках, играл защитником школьной баскетбольной команды. Сейчас Валерий Владимирович поддерживает здоровье ходьбой и плаванием. Компанию составил великий Чернышёв «На Горьковском телевидении я продолжал участвовать в программах молодёжного творческого объединения «Факел»: редактором там работал мой папа – Владимир Сергеевич Близнецов, он к этому делу и приобщил, – поясняет Валерий Близнецов. – Когда у нас показывали городские и областные финалы хоккейных турниров «Золотая шайба», я их комментировал – учился тогда в восьмом, девятом и десятом классах.
Самый памятный репортаж состоялся в 1972 году. Во Дворце спорта на проспекте Гагарина шёл городской финал, и во время трансляции я увидел за воротами Аркадия Чернышёва. У московского «Динамо», которое он тренировал, на следующий день была запланирована игра с «Торпедо», а на этот – тренировка, и выдающийся хоккейный наставник, прежде разглядевший в Горьком Валерия Васильева, пришёл на ледовую арену заранее. У меня возникла мысль: а не пригласить ли Аркадия Ивановича на репортаж? Как-никак земляк – может, не откажет. Во втором перерыве я подошёл к нему, представился, объяснил ситуацию и попросил прокомментировать третий период вместе со мной. Чернышёв поднял свои знаменитые брови и говорит: «Ну как же отказать земляку? Время есть». В прямом эфире я расспрашивал его про «Динамо» и «Торпедо», про сборную и грядущую Олимпиаду в Саппоро, при этом стараясь не упускать происходящее на площадке. «Молодой человек, приглашайте ещё, мне понравилось», – сказал Аркадий Иванович после репортажа, пожимая мне руку. А уж как понравилось мне! Очень доброжелательный человек, мягкий, спокойный. Общение с ним доставило огромное удовольствие.
Разумеется, в ту пору я не думал о том, что буду спортивным телекомментатором долгие годы». Помог олимпионик Моисеев «С сезона 1980/81 в паре с Марком Дубиновским мы комментировали матчи «Торпедо», – переходит Валерий Владимирович к рассказу о новом этапе жизни. – И как раз в том сезоне я впервые вышел на всесоюзный уровень. На домашние игры «Торпедо» с московскими командами, транслировавшиеся по Центральному телевидению, приезжали столичные комментаторы-мэтры, чаще всего Владимир Писаревский и Евгений Майоров. В таких случаях Марк не приходил во Дворец спорта – смотрел хоккей по телевизору. Я же всё равно направлялся на арену: хотел пообщаться с заслуженными комментаторами, перенять какой-то опыт. Иногда они просили меня помочь – например, записать авторов заброшенных шайб и результативных передач, зафиксировать имена-фамилии удалённых игроков.
Так вот, 11 ноября 1980 года играли «Торпедо» и ЦСКА. Я, как обычно, пришёл во Дворец спорта за полтора часа до матча, побеседовал с нашими тренерами. Затем сел за комментаторский столик, стал ждать кого-то из москвичей. И тут бежит режиссёр трансляции, буквально кричит: мол, Валера, звонил из гостиницы Писаревский, плохо себя чувствует, у него что-то с голосом – не сможет провести репортаж. Ты как, готов? Да, я был готов, хотя волновался очень сильно… Посмотрел разминку, понял, что за ЦСКА впервые должен сыграть двукратный чемпион мира среди молодёжи Александр Герасимов, только-только перешедший в армейский клуб из родного пензенского «Дизелиста». Захотелось узнать подробности перехода. Но я уже знал, что к Тихонову непосредственно перед игрой лучше не обращаться: ничего не ответит. Зато помощник Виктора Васильевича, олимпийский чемпион 1968 года Юрий Моисеев (он сам родом из Пензы), сообщил всё то, что меня интересовало. Благодаря Юрию Ивановичу я собрался, преодолел волнение, и всё прошло хорошо: всесоюзный дебют получился успешным.
Вообще, самое главное в репортаже – поймать нужную волну и не сбиваться с неё, донося всё до зрителей (слушателей) внятно, без скороговорок и затяжных пауз. После короткого разговора с Моисеевым я как раз поймал ту самую волну. Если впоследствии это не удавалось, «выплывать» было очень сложно».
24 марта Валерию Владимировичу Близнецову исполнится 70 лет. На трубу трибуны, к Михаилу Марину «Сложностей хватало в любом случае, – подчёркивает Валерий Близнецов. – Если взять те же восьмидесятые, не было пресс-центров, предматчевых протоколов – составы на игру, сочетания звеньев комментаторы добывали через тренеров команд. Вот, например, перед матчем с ленинградским СКА подходишь к его тренеру, легендарному Борису Михайлову, просишь дать состав. Тот отсылает к ассистенту – тоже знаменитому Владимиру Петрову. Подходишь к Петрову – он, в свою очередь, отсылает к Михайлову. Но ничего, мы выходили из положения.
Когда Марк Дубиновский завершил комментаторскую работу, моими напарниками становились Андрей Никольский, Алексей Кормаков, Владимир Широков. Приятно было со всеми, но всё-таки самые яркие впечатления остались от репортажей с Марком Зиновьевичем. Я многому у него научился».
Владимир Сергеевич Близнецов (07.10.1929 – 20.01.1988) был популярным в Горьковской области ведущим молодёжных телепрограмм. В последние годы жизни отец Валерия Близнецова возглавлял на нашем телевидении редакцию программ, посвящённых искусству и литературе.
«Судьба свела меня и с Михаилом Меллером – собственным корреспондентом газеты «Советский спорт» по нашему региону, взявшим псевдоним Марин. Отец был его однокурсником. В 1961 году («Торпедо» билось за медали чемпионата СССР, а мне ещё не исполнилось шести лет) папа стал брать меня с собой на хоккей. Комментаторская кабина находилась на самом верху одной из центральных трибун открытого автозаводского стадиона, причём была закреплена на трубе, и туда ещё надо было взобраться по вертикальной лестнице. Помню, я лез впереди, отец подстраховывал сзади, и мы располагались в этой тесной кабинке. А комментировал матчи «Торпедо» как раз Михаил Марин. Делал это живо, образно, с юмором… Всё это отложилось в памяти и сыграло роль для моего будущего.
Доводилось комментировать футбол: встречи с участием «Локомотива» и «Волги», кубковую игру «Энергетик» (Урень) – «Алания» (Владикавказ). Не скажу, что футбол давался тяжело, ведь я любил и знал его тоже с детства, как и хоккей. Минус заключался в ракурсе: хоккей ты комментируешь рядом с площадкой, а футбол – издалека, что мешает восприятию событий.
Если суммировать хоккей и футбол, то мой стаж комментатора – лет тридцать точно. Был, кстати, опыт и в хоккее с мячом, но там меня задействовали лишь на нескольких матчах».
Мама нашего героя, Майя Борисовна Близнецова, была заведующей роно Нижегородского района. Родители вместе окончили историко-филологический факультет Горьковского государственного университета имени Лобачевского. Сын учился в ГГУ на химфаке. «Синий лёд» в радиостудии «Пять лет я отработал в школе учителем химии, совмещая этот труд с работой на радио и телевидении. А в 1983 году сделал выбор в пользу радио, вместе с тем оставшись спортивным телекомментатором, – конкретизирует Валерий Владимирович. – Именно радио было мне ближе всего. Я ездил по районам области, освещал самые разные темы, в том числе, естественно, спорт. И много лет вёл в прямом эфире чисто спортивную программу, которая длилась по пятницам примерно с 18:20 до 19:00. Звал в студию руководителей федераций, тренеров, спортсменов – было множество интересных встреч. Потом к этой программе государственной телерадиокомпании «Нижний Новгород» подключился Сергей Дивеев, мы стали вести её вдвоём. Делали прямые включения с арен, где в тот момент играли наши профессиональные команды, я выходил в эфир с места событий. На какое-то время к нам присоединился Александр Белкин, который, увы, безвременно ушёл из жизни 18 декабря.
Кто из гостей радиостудии особенно запал в душу? В первую очередь Валерий Кормаков, защитник серебряной торпедовской команды. Он всегда откликался на просьбу прийти, отличался открытостью и душевностью, был прекрасным рассказчиком. Однажды позвонил в прямой эфир слушатель, задавший неожиданный вопрос: а какие хоккейные песни пели в молодости Валерий Иванович и его одноклубники? Я даже опешил: действительно, какие, если «Трус не играет в хоккей», «Команда молодости нашей» были написаны позже? И тут мне вспомнилась песня «Синий лёд» из кинофильма «Хоккеисты». Я начал петь, Валерий Иванович запел вслед за мной, слушатель тоже подхватил – так мы хором спели один куплет».
Жена нашего собеседника – преподаватель английского языка, дочь – юрист, двое внуков учатся в школе.
«Ещё был случай, когда у нас в студии станцевали супруги Юрий и Татьяна Сиверсы – лидеры нижегородского танцевального спорта. Они забыли выключить один из своих сотовых телефонов, так что во время эфира громко зазвучала мелодия звонка – рок‑н‑ролл. Тут же я попросил их показать какие-то движения, Юрий Валентинович и Татьяна Борисовна пошли навстречу, а я постарался передать то, что увидел, слушателям. Вышло так, словно это и было задумано…
Запоминающихся эфиров – много. Общение с выдающимися, замечательными людьми – незабываемо. Сейчас я уже на пенсии, с радио и телевидением напрямую не связан, поэтому спасибо сотрудникам «Нижегородского спорта» за то, что дали мне возможность вернуться в своё профессиональное прошлое. Я непременно читаю каждый номер вашей газеты, радуюсь тому, какое количество видов спорта у вас охвачено».