База противоракетной обороны в Редзиково. Кот в мешке?
УВП MK 41 VLS
Анонс церемонии открытия американской базы противоракетной обороны в Редзиково 13 ноября 2024 года вызвал лавину комментариев. К сожалению, некоторые из них содержали неточные термины и формулировки, которые, конечно, не имеют для многих смысла, но могут затуманить картину того, что на самом деле сделали американцы. Поэтому стоит максимально просто объяснить, что такое база в Редзиково и что она должна делать, а чем она не является и чего она делать не может... хотя бы с пометкой: «пока».
Факты
База в Редзиково на самом деле условно представляет собой закопанный в землю американский ракетный корабль класса AEGIS (эсминец типа «Арли Бёрк» или крейсер типа «Тикондерога»). Сделано это было неслучайно, ведь использование системы управления вооружением, уже проверенной на более чем 100 кораблях, ограничивало затраты на проектирование и строительство наземной установки и гарантировало быстрое развёртывание, без дополнительных затрат времени и финансовых средств. И вот что произошло на самом деле: сначала в Румынии – на базе Девеселу, а теперь аналогичная система развёрнута и в Польше.
Конечно, всё, что используется на кораблях, устанавливать на суше не пришлось, хотя бы потому, что базу в Редзиково не придётся переносить. Однако, выбрав системы «корабельного базирования», которые не будут перебрасываться на сушу, было решено также ограничить боевые возможности самой системы вооружения. И опять же, некоторые из этих решений, безусловно, оправданы. На базе Редзиково нет необходимости в функциях системы AEGIS по ПЛО и обнаружения и автосопровождения надводных целей. То же самое касается артиллерийских систем, РЭБ, навигации, управления авиацией и т. д.
Возможности ракетного комплекса ограничены в сравнении с морским прототипом. Было решено оставить на суше только те элементы, которые необходимы для борьбы с баллистическими ракетами. Таким образом, система AAMDS (система противоракетной обороны Aegis Ashore) использует «только» корабельное базирование.
Крейсера типа Ticonderoga стали первыми кораблями ВМС США, на которых появилась БИУС Aegis. Её основной элемент – радиолокационная станция AN/SPY-1A с четырьмя неподвижными фазированными антенными решётками (ФАР), способная автоматически обнаруживать и сопровождать до 1000 воздушных и надводных целей в радиусе до 320 км. Для перехвата первых предназначались управляемые ракеты семейства Standard Missil – РЛС AN/SPY-1D(V), усовершенствованная версия, четыре стационарные антенны которой, расположенные на стенах здания, построены очень похоже на надстройки ракетного крейсера типа «Тикондерога». Стационарные антенные полотна обеспечивают соответствующее покрытие воздушного пространства, и электронному управлению лучом были обеспечены всенаправленное наблюдение и очень короткое время обновления информации (уже не связанное с периодом вращения механической антенной системы). Эксперты с польского ресурса defence24.pl именно так и утверждают, что станция в Редзиково имеет круговой обзор на 360 градусов, но в реальности вряд ли это так:
- центр управления, который, скорее всего, содержит часть многофункциональных пультов и программное обеспечение системы AEGIS от эсминцев типа «Арли Бёрк»;
- три модуля с восемью УВП Мк41, заглубленными в землю, и из которых осуществляется пуск противоракет SМ-3. УВП Мk-41 позволяет вести стрельбу различными видами ракет: крылатыми, зенитными и противолодочными. Она может включать до восьми модулей по восемь ячеек с пусковыми контейнерами. ТПК трёх типоразмеров: Mk-13 – 209 дюймов (5,3 м) для версии самообороны, Mk-15 – 266 дюймов (6,8 м) для тактической версии и Mk-14/21 – 303 дюйма (7,7 м) для ударной версии. Калибр всех ТПК одинаковый – 21 дюйм (533 мм).
И следует отметить, что ракеты SМ-3 не являются классическим зенитным оружием. Поэтому они не могут использоваться для борьбы с аэродинамическими средствами воздушного нападения – крылатыми ракетами, самолётами, вертолётами и тем более беспилотниками, да и технически это нереализуемо. Они также не предназначены для борьбы с тактическими баллистическими ракетами (БРБМ) (баллистическими ракетами малой дальности – от 100 до 1000 км) – типа «Искандер». По заявлению представителей Минобороны США, задача базы в Редзиково — уничтожение баллистических ракет средней дальности (дальностью от 1000 до 5500 км) в космосе: на среднем и конечном участках полёта.
Некоторую путаницу в западной прессе вызвала схожесть наименования ракет SM-3 и ракет PAC-3, которые были закуплены Польшей по программе «Висла» для батарей ЗРК «Патриот». Однако ракета SM-3 Block IIA, использованная в Редзиково, представляет собой нечто совершенно иное. У неё другая конструкция, большие возможности, потолок перехвата, физические размеры и гораздо большая цена. Хотя PAC-3 MSE стоит 4 миллиона долларов, некоторые оценки показывают, что ракета SM-3Block IIA может стоить более 38 миллионов долларов. Это будет означать, что только в Редзиково американцы разместят 24 ракеты стоимостью почти миллиард долларов для обеспечения европейской безопасности.
Эволюция противоракеты SМ-3
RIM-161 Standard Missile 3 (SM-3) является производной от конструкции не принятой на вооружение RIM-156. Стандарт SM-2ER Block IV A, дооборудованной ракетным двигателем третьей ступени Мk 136 (Advanced Solid Axial Starge, ASAS, производства Alliant Techsystems), GPS/INS секция наведения (также называемая GAINS, инерциальная навигационная система с GPS-корректором) и кинетическая боеголовка LEAP (легкий экзоатмосферный снаряд). Кинетический перехватчик имеет собственные двигатели для корректировки полёта и матричную охлаждаемую инфракрасную ГСН. Цели могут обнаруживаться на дальностях до 300 км, а коррекция траектории может составлять до 3-5 км. Корабли-носители будут обновлены компьютерным программным и аппаратным обеспечением Aegis LEAP Intercept (ALI). Ракета базируется на боевых кораблях, оснащённых системой Aegis в стандартной универсальной пусковой установке Mk-41 VLS. Поиск и сопровождение целей в верхних слоях атмосферы и в космическом пространстве обеспечивает корабельный радар AN/SPY-1.
- RIM-161A (SM-3 Block I) – базовая версия ракеты (прототип).
- RIM-161B (SM-3 Block IA) – первая серийная версия ракеты под систему Aegis BMD 3.6.1., оснащённая модифицированной аппаратурой управления.
- RIM-161C (SM-3 Block IB) – модифицированная версия ракеты под систему Aegis BMD 4.0.1 с двухдиапазонной инфракрасной ГСН, повышенными возможностями распределения целей и новым двигателем (РДТТ) третьей ступени.
- RIM-161D (SM-3 Block II) – улучшенная версия противоракеты, представляет собой полностью новую ракету калибром 533 миллиметра, большим радиусом действия и более высокой скорости.
- SM-3 Block IIA – версия противоракеты с новым кинетическим перехватчиком увеличенных размеров и новой сенсорной аппаратурой, с высокими возможностями по дискриминации ложных целей.
- SM-3 Block IIB – версия противоракеты с новым кинетическим перехватчиком увеличенных размеров, новой сенсорной аппаратурой и ограниченными возможностями поражения боевых блоков МБР.
Эта цена, более 38 миллионов долларов за ракету, не должна удивлять вообще. На самом деле речь идёт о компактной трёхступенчатой твердотопливной ракете длиной 6,55 метра (все модификации) со стартовым двигателем РДТТ Мк 72 тягой 35 kN и маршевыми двигателями Aerojet MK 104 (DTRM) тягой 15 kN (второй ступени) и Aerojet Мк 136 тягой 6 kN (третьей ступени), несущей боеголовку LEAP (легкий экзоатмосферный снаряд) за пределами атмосферы. Эта боеголовка LEAP, летящая со скоростью более 12 Маха (3600 м/с), несёт не заряд взрывчатого вещества, а специальный боевой модуль весом 17 кг, уничтожающий цель даже на расстоянии свыше 3000 км прямым попаданием (hit-to-kill). Обнаружение атакуемого объекта LEAP, в свою очередь, возможно благодаря двухдиапазонной инфракрасной ГСН и системе связи с центром наведения на Земле. ВМС США применяют ракеты в системах противоракетной обороны от баллистических ракет малой/средней дальности на начальном и маршевом участках траектории их полёта. Стартовый вес SM-3 Block 1B составляет более 4000 фунтов (1800 кг), сохраняет основные элементы, двигатели всех трёх ступеней планера предыдущей версии Block 1A, но оснащается усовершенствованной двухдиапазонной инфракрасной головкой самонаведения, усовершенствованным процессором, новой системой регулирования тяги и пространственной ориентации (TDACS), которые позволяют повысить управляемость и поражать цели прямым ударом кинетической боевой частью, вместо корректирующей радиокомандной системы, как у SM-2; применена сетевая система коррекции Cooperative Engagement Capability (CEC). Если классическая радиокомандная система коррекции даёт ошибку на каждые 100 км – 100 ярдов (90 метров), то система CEC не зависит от дальности и даже на 500 км даёт ошибку в один фут (30 см). Версия SM-3 Block 1B используется как в системах противоракетной обороны, которыми оснащены крейсеры УРО и эсминцы УРО ВМС США, так и в наземной системе ПРО на базе Девеселу в Румынии.
Мифы
Прежде всего следует уточнить, что «официальное открытие базы» не означает, что база в Редзиково начинает свою оперативную деятельность. Это уже произошло ранее, поскольку эта база достигла своей базовой оперативной готовности (BOC) в сентябре 2023 года. В свою очередь, в декабре 2023 года американцы заявили о вводе в строй всего комплекса Aegis Ashore в Редзиково. По неподтверждённым данным, это было связано в том числе с установкой 24 ракет-перехватчиков SM-3 Block IIA в пусковых установках Mk41.
Сами оперативные обязанности должны были начаться в июле 2024 года. Это подтвердили выводы июльского саммита НАТО в Вашингтоне, на котором была заявлена «оперативная готовность базы противоракетной обороны в Редзиково».
Также существует проблема с определением того, кто именно контролирует систему «Иджис Ашор». По словам главы Бюро национальной безопасности Яцека Севьеры,
Это приводит к некоторой путанице, поскольку USEUCOM (Европейское командование США) – это не «командование НАТО», а командование американских войск в Европе. Однако это правда, что USEUCOM «тесно сотрудничает с союзниками и партнерами по НАТО», а командующим USEUCOM является Главнокомандующий объединёнными вооружёнными силами в Европе (SACEUR).
Такое неподчинение НАТО является следствием прежней политики, предполагавшей, что противоракетную оборону Европы будут обеспечивать только американцы со своими эсминцами класса «Арли Бёрк», периодически направляемыми на базу «Рота» в Испании и на объекты «Иджис Эшор» в Турции, Румынии, и Польше. Предполагалось, что это будет американская система, действующая в системе противоракетной обороны США, одновременно защищающая Европу и выполняющая «задачи трансатлантической обороны». Это должно было быть реализовано в рамках идеи Европейского поэтапного адаптивного подхода, определённой при администрации президента Барака Обамы.
Однако позже в заявлениях ВМС США стала появляться информация о том, что система Aegis Ashore в Редзиково будет «полностью интегрирована и запущена под командованием НАТО» в июле 2024 года. Однако, скорее всего, это было всего лишь голословное заявление, тем более что при администрации Дональда Трампа европейский адмирал уж точно не будет командовать американскими эсминцами на испанской базе Рота, так как и европейский генерал не будет командовать ракетной установкой в Редзиково.
— такой неутешительный вывод делают эксперты defence24.pl.
Но дело не только в противоракетном щите. Необходимо помнить, что пусковые установки ракет Mk41 VLS (Vertical Launch System) являются весьма универсальным решением, позволяющим использовать очень большое количество типов ракет, причём не только зенитных и, кроме того, не только американских. Достаточно вспомнить, что польские фрегаты УРО «Мечник» будут оснащены аналогичной пусковой системой Мк41, что и в Редзиково (хотя и не той же версии), и с неё будут запускаться британские ракеты CAMM.
В случае с эсминцами и крейсерами США этот ракетный комплекс имеет гораздо большие ударные возможности. Из пусковых контейнеров Mk41 могут быть запущены зенитные ракеты SM-2 и SM-6, противокорабельные ракеты LRASM, крылатые ракеты «Томагавк» и ракето-торпеды VL-ASROC. Также в каждую отдельную ячейку возможна загрузка пусковых контейнеров Mk 25 (пусковой контейнер Quad-Pack), в которых может разместиться пакет из четырёх зенитных ракет малой дальности Evolved SeaSparrow Missile (ESSM).
Однако на базе Редзиково эти возможности официально не используются, поэтому говорить о возможности сбивать оттуда крылатые ракеты или самолёты – некоторое преувеличение. Ракеты СМ-3 не используются для борьбы со штатными средствами воздушного нападения. Кроме того, их слишком мало. В комплексах Aegis Ashore в Румынии и Польше на землю установлено всего три модуля вертикальной пусковой установки Mk41, что позволяет запустить «всего» 24 противоракеты с этих двух баз.
Для сравнения: каждый эсминец типа «Арли Бёрк» имеет 96 таких пусковых установок, то есть у него в три раза больше ракетной огневой мощи, чем у наземной установки «Иджис Ашор» (конечно, по количеству ракет, которые можно запустить, а не их типу). Однако ситуация может измениться очень быстро.
На базе в Редзиково есть место для размещения в земле дополнительных модулей вертикального пуска Mk41, которые смогут загружать и другие ракеты, а не только SM-3. Тогда добавится не только возможность самостоятельной защиты объекта, но и возможность атаковать наземные цели, например, с помощью крылатых ракет «Томагавк». Теоретически можно было бы даже пополнить отработанные на базе в Редзиково зенитные ракеты ракетами CAMM, которыми будут оснащены польские фрегаты «Мечник».
Это потребовало бы общего изменения нарратива относительно задач, поставленных перед европейскими установками Aegis Ashore, которые якобы изначально должны были быть (по крайней мере, официально) направлены не против российских ракет, а против тех, которые будут запускаться, например, из Ирана или Северной Кореи. Это было подтверждено официальным заявлением ВМС США от 18 декабря 2023 года: