В Высшей аудиторской палате заявили об «искажении реальности» и недостаточности мер господдержки бизнеса
Тамара Вааль, Астана, Власть
Аудит эффективности оказания мер государственных поддержки, особенно в обрабатывающей промышленности, и оценке деятельности социально-предпринимательских корпораций показали искаженную реальность. Как заявил в среду в ходе пленарного заседания мажилиса председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов, единый реестр, где разработаны методики оценки эффективности, сформирован недостаточно качественно, а в официальной статистике есть существенные различия по эффектам.
Как отметил Смаилов, в качестве системного недостатка отмечено длительное отсутствие госоргана, отвечающего за формирование политики в этой сфере. Каждый госорган ограничивался рамками курируемой отрасли, и только в апреле 2023 года формирование единой политики возложили на министерство национальной экономики.
«Но порядка пока мало. На сегодня действует множество различных мер, механизмов и операторов, в которых обычному предпринимателю разобраться не просто. Ситуация усугубляется отсутствием надлежащего уровня цифровизации. До сих пор не реализована централизованная информационная платформа, охватывающая все виды поддержки, от подачи заявки до оценки эффектов», - подчеркнул председатель Высшей аудиторской палаты.
По оценкам аудита, данные Миннацэкономики по объемам поддержки занижены как минимум в два раза. В частности, оценочно за 2019-2024 годы государство поддержало предпринимателей на 4,5 трлн тенге, 90% помощи пришлось на пять инструментов поддержки: субсидирование расходов и ставок по кредитам, закуп гарантированного объема товаров, кредитование и лизинг.
«Министерство нацэкономики сформировало единый реестр, разработало методики оценки эффективности. Казалось бы, "лед тронулся". Но аудит показал, что это всего лишь полумеры. Недостаточно качественно сформирован реестр, он не охватывает всех мер поддержки, предусмотренных Предпринимательским кодексом. При этом содержит неактуальные меры», - отметил Смаилов.
Поо его словам, также нет ясности в методологии оценки эффекта от оказываемых мер, а понятия «социальный эффект» и «экономический эффект» размыты. А акцент в оценке эффективности смещен на количественные показатели, ограничиваясь рабочими местами и уплаченными налогами. Более того, реальные эффекты для экономики в виде роста объема производства, добавленной стоимости, финансовой устойчивости бизнеса не отслеживаются.
«Не особо помогает и официальная статистика. Подходы к определению размерности бизнеса для целей госстатистики и предоставления мер господдержки разнятся. Как следствие, несопоставимость данных, существенные различия по эффектам и искаженная реальность», - констатировал глава ВАП.
Смаилов подчеркнул, что информационный сервис «Бакылауда» «далек от перспектив стать цифровой платформой для мер господдержки», так как его статус законодательно не закреплен, не все операторы и госорганы вносят в него данные, а за их достоверность и качество «никто не отвечает».
«Разрозненная система господдержки породила массу операторов: для субсидирования займов, экспортного финансирования, консультаций, для возмещения части затрат и так далее. Расчеты расходов на услуги операторов не унифицированы. Каждый определяет стоимость своих услуг как хочет, вне зависимости от фактических трудозатрат. Оценка качества оказанных операторами услуг не проводится», - сообщил Смаилов.
Много вопросов о Высшей аудиторской палаты и по объемам поддержки. По оценкам аудита, по отдельным проектам финансирование завышено. Выявлены факты, когда расходы подгонялись под одобренную сумму льготного кредита.
В целом, аудитом ВАП выявлены 133 млрд тенге неэффективного планирования и использования бюджетных средств, 132 млрд тенге – искажение финансовой отчетности, 13 млрд тенге финансовых нарушений. В результате 14 материалов будут переданы в правоохранительные органы, еще 105 материалов направлены для привлечения к административной ответственности.