Алтайский ученый разъяснил, почему повышается температура во время ОРВИ и нужно ли ее сбивать
Фото: ru.freepik.com
Доцент кафедры зоологии и физиологии Алтайского государственного университета, кандидат биологических наук Инна Воронина объяснила, нужно ли при ОРВИ сбивать температуру лекарствами.
С точки зрения биолога
Когда в организм проникает вирус или бактерия, иммунная система распознает «чужаков» и посылает сигнал в особый отдел мозга, называемый гипоталамусом. Он отвечает за терморегуляцию организма.
Получив сигнал тревоги, гипоталамус перестраивает работу и переводит «установочную точку» нормальной температуры (это 37°C) на более высокий уровень – 38,5 или 39 градусов. Организм начинает воспринимать свою обычную температуру как пониженную и запускает процессы «разогрева».
Возникает мышечная дрожь (озноб), сужение периферических сосудов (отчего руки и ноги становятся холодными, а кровь устремляется к внутренним органам), усиление обмена веществ. Все это делается с одной главной целью — создать неблагоприятные условия для вторгшегося патогена.
Есть нюансы
Многие вирусы и бактерии очень чувствительны к температурному режиму. Они идеально приспособлены к жизни при 36,6–37°C, а при 38–39°C процессы их размножения замедляются или вовсе останавливаются. И сама иммунная система в условиях повышенной температуры работает активнее и слаженнее: быстрее вырабатываются антитела, иммунные клетки становятся более мобильными и агрессивными по отношению к врагу.
Сворачивание или денатурация, то есть необратимое изменение структуры белковых молекул может произойти при температурах примерно выше 41–42°C. И при лихорадке, даже высокой, организм строго контролирует процесс и крайне редко допускает разогрев до таких критических цифр.
Возможные проблемы
Температура, устойчиво держащаяся в районе 39,5–40°C и выше, вызывает обезвоживание и повышение нагрузки на сердечнососудистую систему. Сердцу приходится работать в усиленном режиме, чтобы прокачивать кровь, а потеря жидкости с дыханием и потом может нарушить обмен веществ и кровообращение. Особенно чувствительны к этому дети, пожилые люди и те, у кого есть хронические заболевания сердца или нервной системы.
Температура до 39 °C у взрослого, переносящего ее относительно нормально, чаще является союзником. Тревогу должна вызывать не просто цифра на градуснике, а общее состояние: если жаропонижающие не действуют, если появляется спутанность сознания, сильная головная боль, ригидность затылочных мышц, одышка или признаки обезвоживания. В этих случаях речь идет уже не о защитной лихорадке, а о потенциальной угрозе, требующей медицинского вмешательства.
Требуется ли вмешательство
Сбивать температуру нужно не просто потому, что она поднялась, а когда она перестает выполнять защитную роль и начинает причинять вред или серьезный дискомфорт самому человеку.
Если говорить о цифрах, то для большинства здоровых взрослых порогом, после которого жаропонижающую терапию рекомендуется рассмотреть, является 38,5°C. Если при 38°C человек чувствует себя разбитым, страдает от ломоты в теле или сильной головной боли, можно принять жаропонижающее, не дожидаясь более высоких значений. Если при 38,5°C человек относительно бодр и просто отдыхает, дать можно дать иммунитету поработать самостоятельно.
Особые правила действуют для маленьких детей, пожилых людей, беременных женщин и тех, у кого есть хронические заболевания сердца, легких или нервной системы. Для них решение о приеме жаропонижающих и их дозировке часто принимается раньше и обязательно согласуется с врачом.