Тревожные встречи и предновогодний клёв: итоги последней рыбалки уходящего года
Последний день открытой воды на Чудском озере в 2025 году выдался щедрым на улов, но главной добычей стали не щуки, а тревожные встречи. Пока одни праздновали предновогодний клёв, другие – запоздавшая лебединая семья и косуля, отчаянно плывущая к далёкому острову, – сдавали суровый экзамен на выживание. Их борьба с наступающими морозами заставила нашего постоянного автора Николая Бесклёвного забыть о трофеях и задаться вопросом: кто на самом деле оказался «на крючке»?
Одинокие
22 декабря 2025 года, Раскопельский залив, Чудское озеро. Сезон открытой воды для себя закрыл. Завершение, несмотря на погоду (иногда срывался небольшой снежок и усиливался северный ветер), прошло запоминающе: и неожиданные встречи были, и отличный улов.
Ездил один, товарищи не поддержали: у кого рабочая неделя началась, у кого здоровье ещё не восстановилось, а кто и в мою предновогоднюю затею не сильно поверил. На берегу у подлипьевской лесопилки стояла машина с суетящимся вокруг неё рыболовом – не один я такой, оказывается. Поздоровался с незнакомцем, поздравили друг друга с наступающим Новым годом и, он чуть раньше, я минут через десять после него, отправились покорять предновогодние водные просторы Раскопельского залива. Взглянул на часы – ровно 10:00.
Главное правило рыболова-щукаря
Не стал мудрить с выбором места лова и сразу же отправился в западную часть залива к камышовому острову, где чаще всего на последних рыбалках чудеса и случались. Начало было никакое – больше часа признаки клёва отсутствовали напрочь. «Если ты точно знаешь, что под тобой хищница имеется, то жди. У щуки за день обязательно бывает два, а то и три выхода» – так гласит главное правило опытных щукарей, а поэтому я никуда с этого места уходить и не собирался. Правило проверенное, работает безотказно, почти на 100 процентов, главное – терпение. И я дотерпел. Как и бывает при долгом отсутствии клёва, первая поклёвка случается очень неожиданно. Я даже вздрогнул, когда резко и круто загнулся спиннинг, закреплённый в станке. Удилище загнулось и замерло: не дрожит, не дёргается, не выпрямляется – чаще всего именно так клюют крупные щуки в декабрьской воде. Перехватив этот спиннинг двумя руками, сразу понял: так и есть, на крючок попался кто-то солидный. Щука (ну а кто же ещё) ворочалась лениво, сопротивлялась не сильно – ни рывков, ни уходов в стороны, а вот тяжесть ощущалась приличная. Я крутил катушку медленно и аккуратно.
«Неужели там то, о чём я думаю, неужели там опять четвёра-пятёра? – оценивал я предполагаемую добычу. – Как же хорош залив в декабре этого года!» Около двух минут выуживал. Выудил. До заветных четырёх килограммов зубастая явно не дотягивала, но трёшка, по моим прикидкам, в ней была точно. Ну вот, может, началось? И действительно, минут через пять полторашка попалась, а через десять – опять уверенный загиб и после серьёзного и монотонного сопротивления ещё одна трёшка оказалась у меня в лодке.
Косулька, ты как сюда попала?
Снимаю с крючков зубастую толстушку, убираю её в сумку, поднимаю голову… Не понял. Метрах в сорока, ровно посередине между моей лодкой и камышовым островом, кто-то плывёт в сторону Заячьего острова. Понимаю, что это какой-то зверёк, но кто это, сразу не разобрал. И плывёт довольно быстро.
Завёл мотор, из любопытства подплыл ближе, достал фотоаппарат, присмотрелся. Да это никак косуля и не маленькая: острые торчащие ушки, чёрный нос, маленькие блестящие глазки и тоже чёрные, светло-коричневый окрас довольно длинной спины и характерное белое пятно под хвостом, хорошо видимое в прозрачной декабрьской воде.
Как она, а вернее он (рожки позже только на фото рассмотрел), попал в воду, только можно догадываться: возможно, волки загнали, коих у нас немало, а может, и люди с ружьями. Выживет ли козлик в такую погоду? По моим предположениям, в воде, температура которой была всего +1 градус, косуля до встречи со мной пробыла не менее получаса (плыла со стороны Раскопельского полуострова, до берега которого чуть меньше километра). Увидев, что моё соседство вызывает у косули огромное беспокойство, я лодку остановил, но наблюдение продолжил. Минут через пять-семь она скрылась в береговых зарослях острова, но выбралась ли животинка на Заячий – мне неизвестно, заросли тростника там широкие и очень густые. А даже если и выбралась, что дальше? Солнца нет, сухой одежды нет, температура воздуха около нуля. Как обсохнуть в такую погоду, как обогреться? А завтра к утру ещё и восемь градусов мороза обещают. Перспектива у этого животного впереди очень не простая.
С не самыми весёлыми мыслями я продолжил рыбалку. Почти сразу была хорошая поклёвка, но рыба сошла, плохо засеклась. На этом самый что ни на есть характерный выход щуки и закончился. Оказался он коротким по времени, всего-то минут тридцать (с десятиминутным отвлечением на козлика), но очень продуктивным.
В природе как в армии: приём пищи по команде
Около часа я не уходил с этого чудесного места, если и удалялся, то не далее двухсот – трёхсот метров. И всё это время поглядывал в сторону утреннего знакомца и ещё одной лодки с двумя рыболовами, появившейся чуть позже. Они были примерно там, где и я несколько раз удачно рыбачил этой осенью, и уже пару часов упорно утюжили то место. Раз здесь перестало клевать, отправлюсь-ка и я к ним. Но не прошёл я и треть расстояния, как одна из лодок повернула в мою сторону, а другая, с одиноким рыболовом, направилась в противоположную часть залива. Поравнявшись с лодкой, двигающейся мне навстречу, я с удивлением и радостью узнал моих давних знакомых и отличных рыболовов Мурада и Елену. Поздоровались, поздравили друг друга с наступающим Новым годом, поделились успехами. И у них неплохо клевало, и у них клёв закончился минут как сорок назад. В их улове тоже три щуки, но размер несколько меньше моих. До чего любопытна природа – в разных местах (между нами было около километра) клёв хищницы начался примерно в одно время и в одно время закончился. И с таким явлением мы сталкиваемся нередко, а вот как и чем это можно объяснить, кто хищницам даёт одновременное разрешение на начало и завершение приёма пищи – ответа нет.
Второй выход за день?
Я всё же дошёл до намеченного места, около получаса и без всякого результата подорожил и вернулся обратно к камышовому острову. Там же неподалёку и супруги-рыболовы плавали. Я встал на «боевой курс», не прошёл и ста метров, как мой спиннинг, и опять, который в станке, очень резко и круто загнуло, да ещё с жужжанием фрикциона катушки. Вау! Такой поклёвки у меня сегодня ещё не было! Была твёрдая уверенность, что подцепилась очередная зубастая разбойница, уж очень все декабрьские поклёвки похожи друг на друга, но на этот раз более крупного размера. Я чуть подтянул фрикцион и с серьёзным усилием начал крутить катушку. Подтягивал рыбину очень медленно, не в мою пользу был ещё и попутный ветер, усиливавший и без того не слабое сопротивление. Подтянул, а из-под лодки сразу и не поднять, опять зажужжал фрикцион, но звуки его были уже короткими. Всплыла! Пятёра! Но нет, когда затащил добычу в лодку, то понял, что в горячке я ошибся примерно на килограмм: четвёра! Я наклонился, вожусь, отцепляю щуку от крючков и тут слышу и боковым зрением вижу, как метрах в двадцати проходит лодка моих знакомых. И ровно напротив меня и у них крепко загибает спиннинг. Отложив в сторону свою почти успокоившуюся добычу, я с любопытством стал наблюдать за происходящим в соседней лодке. Клюнуло у Мурада, по кривизне его спиннинга было видно, что подцепилась зубастая хорошего размера. Он со знанием дела, без суеты, крутил катушку, а Лена тем временем уже приготовила подсачек. И всё у них получилось, слаженные действия не дали никаких шансов на побег трёхкилограммовой разбойнице. «Ура! – выразил я свой восторг. – Поздравляю!». «И мы вас поздравляем, – ответила Елена. – Мы тоже видели, как вы боролись и выудили огромную щуку». «Да не такая она уж и огромная, чуть больше вашей». Отпустив обоюдные комплименты, мы ещё около получаса продолжали дорожить именно в этом месте, но ни у кого и ничего больше не клюнуло. Что это было? Второй, но очень короткий выход хищницы? Возможно. Возможно, он был и продолжительнее, но мы опоздали и подоспели лишь к его завершению. У друзей в улове прибавилась ещё пара щучек. Правда, поймали они их в другом месте и позже, когда уже рыбалку почти закончили.
Тяжёлые ноты лебединой песни
Около трёх часов дня я решил, что пора возвращаться на берег. И по пути у этого же острова с красивым названием мне повстречались ещё одни бедолаги: лебединая семья – двое взрослых, белоснежных, и трое крупных, но ещё наполовину серых лебедят. Где и чем взрослые занимались весной, но, судя по увиденной картине, прибавление в этом семействе произошло очень поздно. До сих пор их три лебедёнка не умеют летать, и когда научатся и научатся ли вообще – большой вопрос, они ещё даже белыми перьями не покрылись. Можно предположить, что эта семья образовалась только в этом году и очень долго не могла выбрать место для гнездовья. И не потому, что они были особенно привередливыми, а потому что им в тех или других местах не позволяли это делать более взрослые белоснежные соплеменники. В лебедином царстве законы жёсткие, как утверждают орнитологи, ближе 500 метров к своему гнезду они не позволяют селиться никому – ни чужим, ни своим. Вот молодожёны и мыкались в поисках своего угла очень долго.
Я попытался подойти поближе к семейству, приготовил остатки своего хлеба, бросил угощение в их сторону, но они только напугались. Один из серых подростков попытался даже взлететь. Но какое там… Тяжёлая зима ждёт эту семью: улететь они уже никуда не успеют, будет вода, может, и выживут, а если всё замёрзнет, то…
Может, и не всё так печально?
На другой день я с беспокоящими меня вопросами по плавающему в студёной декабрьской воде козлику обратился к известному псковскому охотнику Игорю Юрьевичу Филюшину: как косуля могла попасть в воду, сможет ли она выжить после переохлаждения, часто ли встречаются такие ситуации в охотничьей практике, можно ли по рожкам на фото определить возраст животного?
«Причин может быть масса, – в одном из мессенджеров почти сразу же ответил Игорь Юрьевич, – от хищников до сезонной миграции. Но вот плавать за ним точно не стоило. Лишний стресс для животного. Это взрослый самец. Рога уже сбросил, судя по всему, с месяц назад. Уже растут новые. Панты. По температуре тоже ничего страшного. У всех копытных шерсть полая, хорошо изолирует от холода. Выйдет, отряхнётся и дальше пойдёт».
Я поблагодарил за разъяснения и извинился за созданный дополнительный напряг для козлика. Утром 23 декабря термометр за окном городской квартиры показывал минус семь градусов.
Сурова природа Северо-Запада.