НАТО трещит по швам: Трамп планирует нанести удар. Все из-за Гренландии
США всерьез задумались над выходом из НАТО, пишет автор блога на портале NetEase. Эта идея подпитывается нарастающими противоречиями из-за Гренландии и, в случае успешной реализации, спровоцирует мощную цепную реакцию.
"НАТО, возможно, была бы этим недовольна. А возможно, НАТО сэкономила бы много денег", — заявил американский лидер Дональд Трамп в ответ на вопрос о возможном выходе Штатов из альянса. В тот же день в СМИ появились сообщения о том, что попытки Дании сохранить суверенитет над Гренландией могут спровоцировать усиление внутреннего конфликта в НАТО.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Лидер гренландской оппозиции Пеле Броберг отметил, что любые переговоры о будущем острова должны вестись напрямую между Штатами и Гренландией, а Дания должна играть лишь вспомогательную роль. Он подчеркнул также, что основным желанием народа Гренландии является сохранение независимости страны. Высказывания Трампа о том, что выход из НАТО "может сэкономить деньги", являются продолжением его давней критики в адрес стран альянса за "путешествие автостопом при помощи США".
Brexit 2.0. Британцы хотят выйти из НАТО: альянс внезапно коллапсировал
Начиная с предвыборной кампании 2016 года и заканчивая последним заявлением, Трамп неоднократно обвинял европейские государства в том, что они не достигли целевого показателя расходов на оборону в размере 2% ВВП, и что Вашингтон взял на себя слишком большие обязательства. В этот раз он напрямую связал экономию денег с выходом из альянса, что было расценено как дальнейшее усиление давления на союзников.
Штаты, которые оплачивают большую часть бюджета НАТО, выделили в 2025 финансовом году более 80 миллиардов долларов на нужды блока, в том числе на размещение войск США в Европе, совместные учения альянса, исследования и разработки и другое. Если Штаты уйдут, НАТО окажется под сильным давлением, и Европе потребуется заполнить возникшие стратегические пробелы в таких ключевых областях, как стратегическое сдерживание, разведывательные сети, силы быстрого реагирования и другое. Для создания Европой собственной системы безопасности ей потребуется около 300 миллиардов евро и примерно десять лет.
Гренландия расположена в стратегически важном месте в Арктике, а ее воздушное и морское пространства являются важным мостом между силами НАТО в Северной Америке и Европе. Обострение отношений Гренландии с Данией может повлиять на логистические возможности НАТО, а также возможности по наблюдению в Арктике.
Модель "прямых переговоров между США и Гренландией при наблюдении Дании", предложенная Бробергом, ставит под сомнение консенсус НАТО в отношении суверенитета и целостности государств-членов. Если возникнет прецедент, это может спровоцировать активизацию сепаратистских сил в Каталонии, Фландрии и других регионах, тем самым подорвав внутриполитическую стабильность в Европе.
Вместе с тем президент Франции Эммануэль Макрон недавно снова заявил, что уход США ускорит достижение стратегической автономии Европы. Польша и Прибалтика обеспокоены тем, что из-за уменьшения американского военного присутствия на них усилится давление со стороны России. А Канцлер Германии Фридрих Мерц пытается найти баланс между поддержанием трансатлантических отношений и укреплением европейского оборонного сотрудничества.
Если Штаты покинут НАТО, ей придется пересмотреть свою стратегию, так как ее глобальная роль сократится до масштаба региональной оборонной организации. Выход США также может спровоцировать цепочку геополитических изменений.
Россия может использовать переходный период перестройки системы европейской обороны для расширения влияния в Восточной Европе, на Кавказе и Ближнем Востоке. Средние державы, такие как Турция и Великобритания, также могут пересмотреть стратегию внутри и за пределами НАТО. Эти изменения могут привести к изменению глобальной системы безопасности — от однополюсной к многополярной.
Выход Штатов из НАТО должен быть одобрен большинством в две трети голосов в обеих палатах Конгресса, а государства-члены блока должны быть уведомлены за год. Даже если Трампа снова изберут, продвижение его возможной инициативы столкнется с сопротивлением обеих партий и военного истеблишмента. Угрозы вывода войск самой по себе достаточно, чтобы ослабить доверие союзников к США, и его потеря может быть более разрушительной, чем сам вывод войск. В долгосрочной перспективе судьба Североатлантического альянса зависит не только от финансирования, но и способности Трампа к формированию единой стратегии и ценностной базы.