Почем гренландцы будут согласны продать свою родину
Сколько стоит Гренландия? Этот вопрос впервые в истории получает практическое воплощение, его всерьез рассматривает руководство Соединенных Штатов. Сколько стоит этот арктический остров, какая сумма может достаться каждому его обитателю – и как эта процедура может быть реализована в реальности?
Президент США Дональд Трамп, судя по всему, всерьез настроен взять принадлежащую Дании Гренландию под контроль. Прошедшие по этому поводу в Белом доме обсуждения между руководством США и Дании были настолько острыми, что даже довели до слез главу МИД Гренландии.
В данный момент Вашингтон лишь решает, каким способом совершит аннексию Гренландии. Самый очевидный из них, конечно – военный.
Им тут не помешают «две собачьи упряжки» (как Трамп охарактеризовал военные силы Дании в Гренландии), ни общеевропейская позиция. Да, Франция, Германия, Швеция и Норвегия решили отправить в Гренландию войска для совместных с Данией учений, но они как пришли, так и уйдут – особенно два норвежских бойца, присланные на защиту острова датским соседом.
Однако на пути реализации военного плана есть два препятствия. Во-первых, захват территории европейского государства повлечет за собой серьезные последствия для НАТО и образа Америки как лидера западного мира. «Применение силы для захвата суверенной демократической территории одного из самых лояльных и способных союзников Америки стало бы особенно катастрофическим актом стратегического саморазрушения для Америки и ее глобального влияния», – говорит бывший лидер демократов в Сенате Митч Макконнелл.
С ним – и это второе препятствие – согласно подавляющее большинство населения США. Лишь 4% граждан США одобрили использование военной силы ради захвата Гренландии.
Конечно, любой народ любит победителей. В середине декабря лишь 22% американцев одобряли боевые действия против Венесуэлы. После похищения Николаса Мадуро число одобряющих скакнуло до 40% (во многом, конечно, за счет республиканцев – там поддержка увеличилась с 43% до 78%). Но 4% – это все-таки слишком низкий порог для скачка.
Поэтому, как пишет The Wall Street Journal, 12 мая госсекретарь США Марко Рубио заявил конгрессменам, что приоритетной целью администрации является не захват острова, а его покупка. Вопрос лишь в том: как и за сколько?
У США уже был опыт приобретения территорий. Луизиану в 1803 году у Франции покупали по цене 3 доллара за кв. км (23 млн долларов за всю территорию, включая проценты по кредиту). Речь шла об огромной полосе земли – от Луизианы на юге до Монтаны на севере. Аляску в 1867-м покупали за менее чем 5 долларов за кв. км (общая стоимость покупки составила 7,2 млн долларов). В 1917 году США купили у Дании нынешние Виргинские острова за 25 млн долларов (по цене 72,3 тыс. долларов за кв. км суши).
В случае же с Гренландией речь пойдет о куда больших суммах. ВВП Гренландии составляет всего 3,5-4 млрд евро в год, но понятно, что цена острова рассчитывается в том числе из «стоимости» его геополитического положения, а также запасов природных ресурсов. Однако в силу масштабного покрова льда, а также погодных факторов оценить эти ресурсы невозможно. Так, например, запасы редкоземов в Гренландии оцениваются в 1,5 млн (данные Геологической службы США) или 36,1 млн (данные Геологической службы Дании и Гренландии) тонн. И это уже не говоря о том, какие месторождения будут рентабельны с точки зрения добычи.
Отсюда и разброс в стоимости. Financial Times считает, что остров со всеми его минеральными ресурсами стоит 1,1 трлн долларов. NBC News дает 700 млрд. The New York Times оценило территорию гораздо скромнее – в диапазоне от 12,5 до 77 млрд долларов. То есть даже если брать среднюю цену NBC в 700 млрд, то речь пойдет о 350 тыс. долларов за кв. км. Неудивительно, что лишь 17% американцев (в массе своей республиканцы) поддерживают покупку Америкой Гренландии.
Конечно, 17% – это не 4%, и Трамп мог бы пренебречь мнением электората. Напомнить, что значительная часть американцев выступала против покупки Луизианы (по политическим и финансовым причинам). Также значительная часть выступала против покупки «Свалки Сьюарда», как они называли Аляску, за приобретение которой агитировал госсекретарь Уильям Сьюард. Золото там нашли лишь через 30 лет, а нефть и еще позже. Однако покупку в 700 млрд он не проведет через Конгресс, да и датчане на всех уровнях говорят о том, что не готовы продавать остров, тем более за сумму в 1,5–2 своих годовых ВВП.
Поэтому в теории Трамп может пойти другим путем – вместо того, чтобы покупать землю, купить живущих на ней людей.
Дело в том, что датское законодательство позволяет жителям острова провести референдум об отделении. На сегодняшний день значительная часть гренландцев не хотят жить в Дании, но опасается голосовать за отделение – ведь они живут на датские субсидии в 520 млн евро в год. Или по 9000 евро на каждого жителя.
И уж тем более они не хотят вступать в США (против этой идеи выступает 85% жителей острова) – ни в формате штата, ни в формате территории. «Если нам придется выбирать между Соединенными Штатами и Данией, то мы выберем Данию», – говорит премьер-министр Йенс Фредерик Нильсен. «Им нравится их скандинавская система социального обеспечения с бесплатной медицинской помощью, бесплатным образованием и сильной социальной защитой», – объясняет The New York Times.
Однако Вашингтон может предложить жителям Гренландии прямые деньги. Сейчас в Белом доме обсуждают сумму – от 10 до 100 тыс. долларов на человека. Даже если брать по верхней планке (100 тыс. долларов на человека, то есть эквивалент 10 лет датского субсидирования), то общие расходы составят 5,7 млрд долларов – или менее чем 3000 долларов за кв. км земли. При этом и взяткой это назвать будет сложно – например,
Конгресс может провести это как единоразовую субсидию жителям новой территории США под названием Гренландия, которую они получат после того, как присоединятся.
Однако на пути этого сценария оказывается датское законодательство.
С другой стороны, в содержании этапов движения к независимости много подводных камней. Поэтому в Гренландии с конца 2024 года работает специальная юридическая комиссия, которая должна объяснить, как это все может быть реализовано на практике и что делать, если что-то пойдет не по плану. К работе этой комиссии можно привлечь и американских юристов. А уж они-то вполне способны организовать дело так, чтобы независимость острова зависела только и исключительно от воли жителей Гренландии. Которые за 100 тыс. долларов вполне могут сами, без Копенгагена, продать свою территорию Трампу.
Геворг Мирзаян