Не лозунг, а навык. Как научиться жить «здесь и сейчас» без мистики и самообмана
Фраза «живи здесь и сейчас» звучит убедительно до тех пор, пока не пытаешься понять, что она вообще значит. Почему это состояние трудно удержать и зачем оно нужно психике? Клинический психолог Павел Бирюков рассказывает, как навык присутствия работает в моменте и почему удовольствие от жизни приходит как «побочный эффект».
Все подробности - здесь
Где на самом деле находится наше сознание
Павел обращает внимание на расхождение между популярным представлением «жизни в настоящем» и реальным содержанием феномена.
Если упростить, человеческое сознание почти никогда не живет в настоящем. По наблюдениям психолога, оно постоянно «путешествует» между прошлым и будущим.
«Наше сознание может находиться в самых разных пространствах. Оно тягуче и неустойчиво. Очень часто пребывает либо в прошлом, либо в будущем, но редко и непродолжительно в настоящем».
Наше прошлое тянет за собой сожаления, вину, обиды, непрожитые эмоции. Будущее — тревогу, ожидания, страхи, фантазии.
И обе эти области могут быть важны и полезны, но, когда человек застревает в них автоматически, без осознания, он теряет контакт с тем, что реально происходит.
«Уходя в прошлое или будущее, мы зацикливаемся на том, чего уже невозможно изменить или что еще не наступило и, возможно, не наступит. К этому добавляются эмоциональные переживания, чаще неприятные», - говорит Павел.
Цена этого процесса — потеря настоящего опыта и постепенное эмоциональное истощение.
Осознанность — не факт присутствия
Одна из ключевых ошибок — считать, что «здесь и сейчас» означает просто быть в сознании и понимать, где ты находишься.
Павел подчеркивает: решающее значение имеет степень погруженности.
«Все просто. Поверхностный уровень: вы стоите в поле, вокруг цветы, вам хорошо. Глубокий уровень — когда внимание распаковывает реальность слой за слоем: тепло солнца на коже, движение ветра, оттенки зелени, жужжание пчел, запахи, телесные ощущения и возникающее чувство радости», - рассказывает Павел.
Павел убежден: Разница между этими двумя состояниями не в информации, а в качестве переживания.«Сосредоточенность позволяет более полно увидеть и почувствовать то, что перед нами или внутри нас», - говорит он.
Главный враг реальности
Этим врагом психолог называет не стресс и не сильные эмоции, а мимолетные мысли и привычную суету.
«Нужен очень короткий миг, чтобы незаметно для себя исчезнуть с поля с цветами и очутиться в плену повседневных проблем, планов или воспоминаний», - рассказывает он.
Мысли уводят наше внимание, создают внутренний диалог, а затем целый абстрактный мир, в котором человек живет вместо реальности.
Со временем все это становится фоном жизни.
«А повседневная суета, вошедшая в привычку, лишает человека ощущения включенности в жизнь, ускоряет время и в конце концов приводит к пустоте, печали и тревожности».
Ощущение жизни как побочный эффект
Еще одна неочевидная особенность состояния «здесь и сейчас» — его плохая совместимость с постоянной вербализацией и оценкой.
Когда жизнь превращается в бесконечный анализ мы быстро уходим от непосредственного опыта к размышлениям о нем.
«Использование слов создает риск уйти в сторону и побудить к рассуждению, а далее полностью оторваться от воспринимаемого и оказаться в мире абстрактного», - говорит Павел.
И по сути, мы часто не живем, а комментируем свою жизнь внутри себя.
В терапии Павел избегает романтизации результата и не обещает постоянного просветления. Но отмечает одну важную закономерность:
«Когда мы погружаемся в состояние «здесь и сейчас», часто приходит удовольствие от глубокого контакта с воспринимаемым. Почему так происходит — я не знаю. Но это заставляет чувствовать себя живым».
И именно это упоение сегодняшним днем становится «побочным эффектом» живости.
Как научиться жить в реальности
В клинической практике навык «здесь и сейчас» имеет прикладное значение. Он не просто улучшает качество жизни, а помогает работать с конкретными симптомами.
В случае панических атак режим наблюдения позволяет вовремя уловить первые сигналы — телесные, эмоциональные, когнитивные.
Кроме того, регулярная практика развивает:
- осознание мыслей и эмоций;
- эмоциональную устойчивость;
- снижение импульсивности;
- эмпатию и качество общения;
- ощущение насыщенности жизни.
Один из самых трезвых моментов в этом всем — критика крайностей.
«Иногда говорят: надо быть здесь и сейчас. Забывая упомянуть, что это нужно делать не всегда», - говорит Павел.
Навык должен быть произвольным, а не постоянным.
«Во-первых, это энергозатратно. Во-вторых, созерцание не заменяет анализа. Опыт нуждается в осмыслении, а осмысление в оценке, планировании и рефлексии. На прошлое мы опираемся, в будущее направлены. Главное — достичь баланса», - уверяет психолог.
Павел убежден: вернуться в реальность можно и без терапии.
Например, с помощью техники осознанной прогулки. Ее можно использовать в повседневной жизни без специальной подготовки.
Во время ходьбы внимание последовательно направляется на:
- контакт стоп с землей;
- работу мышц и движения тела;
- звуки дыхания и шагов;
- окружающие звуки;
- зрительные детали;
- запахи;
- ощущения воздуха и тепла;
- свет и небо.
Смысл практики не в идеальном выполнении, а в возвращении внимания каждый раз, когда оно ускользает.
«И такой подход можно применить к любому действию — от самого приземленного до самого возвышенного. Нужно помнить, что здесь и сейчас — не отказ от мыслей, не бегство от реальности и не вечное блаженство, а навык глубокого контакта с происходящим», - завершает Павел.