Наследие 2025-го: как события прошлого года отразятся на мебельной отрасли в 2026-м
В ушедшем году рынок проектной меблировки не пережил резкого перелома, но продолжил трансформацию. Менялась структура спроса и модель взаимодействия с заказчиками, усиливалось разделение рынка на узкие ниши. Чего ждать от этого производителям мебели в 2026-м, разбираемся вместе со специалистами компании Monze.
В жилом сегменте снизилась доля заказов на меблировку квартир от девелопера: они перераспределились между другими каналами. В коммерческом спрос на оснащение лотов стабилен, но заказчиками обычно выступают не девелоперы, а резиденты.
«При этом в обоих сегментах мы наблюдаем спрос на меблировку МОПов и шоу-румов. Он меняется не столько в количественном выражении, сколько в качественном. При строительстве новых объектов и при обновлении действующих повышаются требования к долговечности и внешнему виду материалов, функционалу общих зон», — отметил Александр Шнурко, операционный директор ООО «Монзе».
Для фабрик все это означает смещение фокуса с массового серийного производства в сторону индивидуализации проектов.
По оценке Александра Шнурко, в 2026 году продолжится тренд на индивидуальность решений наряду с ужесточением требований к качеству и соблюдению сроков. Что касается МОПов, это зона повышенных рисков: любые нестандартные решения сложнее реализовывать, чем типовые. Важно корректно отразить их в документах на ранних стадиях проектирования и предусмотреть ресурс на качественное исполнение.
В сфере коммерческой недвижимости, в частности офисной, резких разворотов не ожидается. По‑прежнему будет востребована комплексная меблировка проектов: со стороны девелоперов — это комплектация общих зон при вводе новых и модернизации действующих объектов, а со стороны резидентов — кастомизированное оснащение помещений под задачи конкретного бизнеса.
Меблировка квартир останется нишевым продуктом. Она сохранится как опция у девелоперов, которые «опробовали» ее в прошлые годы, в отдельных локациях (например, с высоким спросом на арендное жилье), а также в высокобюджетных ЖК, где покупатели менее чувствительны к добавлению новых опций в стоимость квартиры и росту платежей по ипотеке.
Если не произойдет существенного снижения ипотечных ставок, доля меблированных квартир в новостройках может сократиться с нынешних 15-20% до 7-10%. Такое развитие событий повлияет на мебельную отрасль: спрос на меблировку квартир в новостройках не исчезнет, но частично станет отложенным и частично перераспределится между маркетплейсами, офлайн‑розницей и небольшими производителями. В масштабах страны такая корректировка спроса может быть болезненной для мебельного рынка.
Доля меблированных квартир на первичном рынке начнет снова расти, если ставки для заемщиков станут последовательно снижаться — до 14 % и далее. Удешевление ипотеки или появление новых льготных программ будут стимулировать отложенный спрос на жилье «под ключ».
Но даже в условно идеальной ситуации, когда доступная ипотека станет массовым явлением, не приходится рассчитывать на возвращение доли меблированных квартир к уровню 50%, как это было еще пару лет назад. При позитивном для ипотечного рынка сценарии, скорее всего, ускорится удорожание квартир, ведь помимо инфляции его подстегнет спрос на жилье. Ежемесячный платеж так или иначе останется высоким, и меблировка от застройщика будет востребована в ограниченных масштабах.
Сжатие части рынка неизбежно усилит конкуренцию между производителями мебели. Среди них выиграют не те, кто снижает цену, а те, кто отвечает новым запросам заказчиков.
За годы импортозамещения разница в ценах на продукцию разных российских брендов стала минимальной, стоимость перестала быть главным критерием при выборе подрядчика. В 2025 году в приоритетах у заказчиков были: качество и долговечность изделий, жесткое соблюдение сроков меблировки, гибкость производителя в том, чтобы адаптировать решения под концепцию объекта, бюджет и другие меняющиеся вводные.
«Будет и дальше усиливаться роль мебельных компаний как партнеров по реализации проекта, а не просто исполнителей. Важно, чтобы они предлагали несколько вариантов решений под одну задачу и вместе с заказчиком искали баланс между идеей дизайнера, ограничениями по смете и особенностями эксплуатации», — подчеркнул Александр Шнурко.
Справка:
Monze — российский производитель мебели на базе собственных цехов, которые работают уже более 15 лет. Компания Monze работает с мая 2023 года. Производит мебель для жилых и коммерческих пространств: жилых комплексов, офисов, гостиниц, ретейла.
В состав компании входит собственный исследовательский центр и конструкторское дизайн-бюро. Мебель производится на европейском оборудовании.
Производственные площади фабрики — более 4 000 м2 — расположены в «старой» Москве. Собственные мощности позволяют изготавливать 8 тысяч единиц изделий в месяц.