Самое древнее изображение: где, когда и кто его нарисовал
В журнале Nature вышло исследование с сенсационной датировкой новых наскальных рисунков, найденных в Индонезии. По данным работы, им как минимум 67,8 тыс. лет, а скорее всего, еще больше. Если так, мы до сих пор сильно недооценивали культуру и мышление людей из глубокого палеолита.
Изображения кистей человеческих рук — один из самых распространенных видов «пещерной живописи». В 56 пещерах Франции, Испании и Италии таких ладоней насчитали 769. На 90% это трафареты, обведенные красной охрой, сделанные путем выдувания на прислоненную к стене пещеры ладонь пигментов через полый тростник или кость. Возраст таких рисунков всегда оказывался меньше 40 тыс. лет.
А вот в Индонезии обнаруживали и более древние рисунки. До последнего времени самые ранние известные образцы пещерного искусства, созданные человеком, находились как раз на острове Сулавеси. Сначала древнейшим считалось изображение охоты зверолюдей на козу (44 тыс. лет), потом — рисунок со свинкой (45,5 тыс. лет), а затем — сцена охоты зверолюдей на свинку (51 тыс. лет).
Рисунки ладоней нашли в недрах известняковой пещеры на острове Муна неподалеку от Сулавеси. Они едва видны, так как поверх нарисованы гораздо более поздние изображения — тоже очень любопытные. У этих ладоней заостренные пальцы — такой стиль характерен именно для рисунков с Сулавеси. Возможно, это связано с тем, что на многофигурных рисунках герои — не люди, а зверолюди с разными звериными чертами.
Возраст рисунков определили благодаря тонкому слою кальцита, который образовался на них из-за воды, тысячи лет стекавшей по поверхности породы. Эта вода содержит небольшое количество урана. Со временем уран распадается, образуя торий. Поскольку скорость распада урана точно известна, ученые могут, изучив соотношение урана и тория в образце, определить его возраст. В данном случае 67,8 тыс. лет — это минимальный возраст не самой краски, а минеральной корки, образовавшейся на ней. А рисунок ладони под коркой должен быть как минимум такого же возраста. К сожалению, одного метода датировки для окончательного выяснения истины недостаточно — нужны сопоставимые по возрасту культурные слои на памятнике, другие следы художественной деятельности.
Кто автор?
Если датировка верна, кто оставил эти рисунки? Авторы предполагают, что это сапиенсы, люди современного типа, а значит, они уже 70 тыс. лет назад заселили острова Океании и приближались к Австралии (которая тогда была частью древнего континента Сахул вместе с Новой Гвинеей), причем добраться до этих мест можно было только по морю. До сих пор достоверных данных о столь раннем присутствии сапиенсов в этом регионе не было. Их явные признаки в Сахуле не древнее 50 тыс. лет (хотя есть пара находок, которые могли бы быть и следами деятельности древних сапиенсов).
К северу от Сахула задолго до сапиенсов жили наши «двоюродные братья» — денисовцы. Исследователи почему-то не рассматривают возможность их авторства. Но как тут не вспомнить другую недавнюю находку: на Тибетском нагорье обнаружили гораздо более древние отпечатки рук, сделанные намеренно, — их много. Этим отпечаткам от 169 тыс. до 226 тыс. лет. Интересно, что отпечатки детские, все принадлежат одному ребенку 12 лет, предположительно денисовцу (сапиенсы тогда еще только осваивались в Африке, не подозревая, что им предстоит стать хозяевами планеты). Один из авторов работы отмечает:
«Для этих следов нет утилитарного объяснения. Я считаю, что их можно рассматривать как художественное, творческое поведение, что-то явно человеческое».
По мнению сибирских археологов, занимавшихся раскопками в Денисовой пещере, 50 тыс. лет назад уровень культуры и технологий самых северных денисовцев мог быть выше, чем у их современников-сапиенсов (там, впрочем, тоже не решен вопрос, чьи предметы нашли: денисовцев или сапиенсов). Что, если денисовцы вообще не были отсталыми?
Людей придумали дети?
Несколько лет назад археологи выяснили, что примерно четверть всех отпечатков ладоней, оставленных в европейских пещерах, тоже детские, их создателям от двух до 12 лет. А ведь считалось, что пещерная живопись — дело серьезное, ритуальное и занимались ею авторитетные мужчины — торжественно и по особым случаям. Вряд ли дети были важными участниками ритуалов — скорее просто творили в свое удовольствие, это же так естественно!
Но естественным это было не всегда. Возраст таких рисунков в любом случае намного меньше, чем возраст человечества. А разве люди могут не рисовать? Одна из главных загадок превращения получеловека в человека — почему наши предки, генетически почти от нас не отличающиеся, не рисовали на стенах? А также почему не подкладывали мертвым в могилы цветы, не носили украшения (какие-нибудь бусы из оленьих клыков), не изготовляли костяные флейты или грудастые статуэтки «палеолитических Венер» — в общем, вели себя не по-человечески, не занимались творчеством?
Что, если именно дети были первыми художниками, научившими взрослых рисовать? Дети учатся и изобретают новые формы поведения намного успешнее взрослых. Что, если первыми людьми в собственном смысле слова, то есть людьми, ведущими себя по-человечески, были дети?
Сейчас появляется целая новая ветвь археологии — археология детства, изучающая, например, древние игрушки. А что другое, если не игра, является первой символической деятельностью, от которой произошли остальные?
Можно предположить, что сначала дети стали настоящими людьми, а уже потом постепенно и взрослые все лучше учились «застревать в детстве», до конца жизни не приобретая ни шерсти на теле, ни обезьяньей закостенелости (такой тип развития называется неотенией). Возможно, это универсальное правило, работающее даже для инопланетян: лучший способ стать настоящим человеком (или настоящим инопланетянином) — это немного впасть в детство.
А почему тогда неандертальцы не рисовали?
Следов неандертальских рисунков на стенах пещер не видно, кроме пары очень спорных находок каких-то «каракулей». Но ведь и рисунки сапиенсов старше 40 тыс. лет нашли пока только в одном месте — на острове Сулавеси. На самом деле мы не знаем, рисовали ли неандертальцы: находок, связанных с их культурой, слишком мало, чтобы уверенно судить о таких вещах.
Но в 2025 году в Крыму нашли три куска охры, которые, судя по всему, использовались неандертальцами для рисования. Один из них, кусок желтой охры возрастом около 42 тыс. лет, был многократно заточен и превратился в карандаш.
«Этот инструмент неоднократно переделывался и снова переделывался, — рассказывает Франческо д’Эррико, соавтор исследования из Университета Бордо. — Это не просто мелок по форме — он использовался именно как мелок. Им могли рисовать на коже или на камне». На поверхности другого фрагмента, плоского куска желтой охры, были выгравированы линии. Третий фрагмент, возрастом около 70 тыс. лет, как считают исследователи, представляет собой осколок сломанного мелка, сделанного из красной охры.
В принципе, ничего удивительного тут нет: неандертальцы мастерски обрабатывали камни, варили клей, делали сложные составные орудия, украшали себя — носили перья, как индейцы, и когти орлана на шее. Культурные были люди!