Бой с сетью. Как блэкаут прокачал мои бытовые знания физики
— «Жареный петух клюнул» меня, как и многих белгородцев, в ночь с 8 на 9 января. Конечно, я замечала намёки от первого лица в регионе на спасение утопающих силами самих утопающих. Однако взять и вот так тысяч 30, а то и все 50 на генератор?! Ну-у, знаете ли… Да у меня масса идей куда можно их потратить с гораздо большим удовольствием!
Генератор нужно куда-то поставить, а хозпостроек нет. Его как-то надо подключить, масло какое-то специальное залить, но канистры для бензина, опять же, у меня нет... Несколько месяцев я балансировала между «непонятно и дорого» и «вас же предупредили».
И вот после 9 января все мы получили «последнее китайское предупреждение». Электричества, а как следствие и отопления, не было меньше суток, и нет, мы не замёрзли. Терзал не холод, а неизвестность.
Без связи, без понимания, что происходит сейчас и что будет дальше, сколько времени дом может держать тепло, как там ситуация у родителей и что будет, если не подключат к вечеру… Вопросы набатом били по голове, а телефон показывал 16 процентов заряда. У более ответственных и предусмотрительных соседей отчётливо слышалось бурчание генераторов. Я же заводила машину, чтобы ехать в торговый центр заряжать телефон. Баланс сильно кренился на сторону «вас же предупредили».
Свет дали к вечеру, приятно загудел котёл, по тёплому полу начало разливаться тепло. А утром ждал новый сюрприз... Да и вся последующая неделя оказалась «сюрпризной».
Утром котёл молчал. Первым делом взгляд упал на стабилизатор — лампочка не горела. Включила котёл напрямую в розетку — он загудел и включился. Я присела с огромным вздохом облегчения. Нарыла документы к стабилизатору и понесла в сервисный центр.
— Что с ним? — спросила у приёмщика, после того как поставила свои подписи на документах о приёмке.
— Сломался, — констатировал он.
— Хм… Неожиданно. Заберёте в ремонт?
— Что вы, нет, конечно. Не подлежит. Вас ждут на складе. Выдадим вам новый по гарантии, а этот отдадите — заводской брак.
Я попыталась было выяснить, как заводской брак обнаружился после двух лет бесперебойной работы, но не была сильно настойчива — меняют же бесплатно. Забрала новое устройство, и котёл снова заработал через него.
article-30612
А утром всё повторилось в том же порядке. И я снова стояла со сломанным стабилизатором в сервисном центре, и снова подписывала те же бумаги, но уже у другого приёмщика. И мне опять выдали новый стабилизатор, по причине заводского брака. Снова предупредили, что никак нельзя включать котёл без него, и я снова выдохнула, поставив эту белую коробочку на место.
Утром всё повторилось опять. У стойки сервисного центра я закипала, понимая, что стала главной героиней своего собственного «дня сурка». Но теперь пыталась переписать его сценарий — забрать деньги за этот прибор и купить другой. Нужен был чек на тот, первый стабилизатор. Но чека не было. Поэтому взяла то, что дали — третий стабилизатор, и пришла домой с твёрдым намерением изменить ход своей микроистории.
Поставив стабилизатор, я стала прислушиваться к его работе, как медсестра прислушивается к нестабильному дыханию тяжёлого пациента. Я вся стала слухом и как только улавливала щелчки, неслась в котельную выключать всё из розетки. В забегах прошла вся пятница. Как минимум четыре раза я спасла прибор, который, по моей логике, изобретён был как раз для того, чтобы быть спасением для бытовых приборов. При том, что остальная техника чувствовала себя прекрасно, именно стабилизатор бился в предсмертных конвульсиях.
Моё дежурство у котла продолжалось до четырёх утра. За это время я ещё дважды уберегла прибор от смерти, а потом поняла, что больше так не могу. Выключила котёл и провалилась в тревожный сон. На тот момент я окончательно утвердилась в решении купить генератор и поставить реле контроля напряжения. Всё это уже ехало в пункт выдачи заказов, «на низком старте» был и электрик, готовый установить.
Наступило неспокойное утро субботы. Весь день я продолжала реанимационные мероприятия изо всех сил пытаясь изменить исход своего дня сурка, на ночь даже отключила отопление. Но всё было предрешено. Поздним вечером воскресенья мы его потеряли…
article-30617
Нетрудно догадаться, что утро понедельника для работников сервисного центра, было таким же предсказуемым, как и для меня.
— Здра-ааавствуйте. Вас и на заводе уже знают, — поприветствовал меня приёмщик.
— Очень приятно. У меня ещё, кажется, на год гарантия? — смиренно уточнила я.
В разговоре выяснили, где я живу, и оказалось, что с нашего микрорайона я сегодня уже шестая. И тут на меня свалилась награда за мой фатализм.
— Вам на заводе рекомендовали взять другой стабилизатор.
— Я бы с радостью, но у меня нет чека.
— Сейчас наш отдел продаж поможет вам найти чек и поменяет. Вот этот возьмите. Это очень хороший стабилизатор, — сказал приёмщик, сделав упор на слове «очень», и протянул мне артикул прибора, рекомендованного заводом.
Бывают же такие чудеса. Надо сказать, что стабилизаторы, которые я повадилась менять, стоят почти 7 тысяч. Разница с тем, который мне порекомендовал сам производитель невелика — около полутора тысяч. Есть и дороже — почти по десять тысяч, но у них не такие простые условия обмена. В случае ЧП его нужно будет отдать на экспертизу, а это минимум сутки, и только если докажут, что случай действительно гарантийный, тогда поменяют. Я не решилась так рисковать.
После долгих поисков отдел продаж смог решить мою проблему. Доплатив, я забрала рекомендованный продвинутый прибор — тяжёленький инверторный, с табло, показывающим напряжение. Вкупе с реле контроля напряжения новый стабилизатор оказывал успокаивающее воздействие на нервную систему, и впервые за неделю я спокойно легла спать с включенным котлом.
Тут и генератор подоспел. За его подключение вручную мне назвали цену в 5 тысяч рублей, что сильно мотивировало подробнейшим образом изучить инструкцию. До недавнего времени я была абсолютно уверена, что заземление — это практика из йоги, а не обязательный элемент в доме, защищающий его от электрических ударов и перегрузок, отводя опасный ток в землю. Поэтому да, признаю, я — человек, который с электричеством на «вы», и для меня агитки из серии «не подходи убьёт» очень действенны. Однако оказалось, если внимательно перечитать эту книжицу, да ещё обсудить всё с человеком более знающим, из неё вполне можно понять, как запускать и эксплуатировать прибор, а чего с ним делать категорически не надо. Разобрались.
Юрий Гагарин волновался перед стартом меньше, чем я перед первым пуском. И вот, о боги, система отопления заработала от генератора! Моя душа наконец пришла в тот самый баланс, который не получалось поймать несколько месяцев, качаясь в сомнениях «пронесёт — не пронесёт».
Да, за ту неделю мой уровень бытовых знаний по физике заметно вырос. Я узнала, что генератор и карбюратор — это разное, поняла, чем отличаются функции стабилизатора от реле напряжения и почему одно не заменяет другое, могу объяснить, что означает слово «инверторный» и обосновать, почему он лучше. С гордостью констатирую, что первый раунд боя с сетью я выиграла.
В новостях писали про какое-то «энергетическое перемирие», но я больше верю в прогноз погоды, а тут стоит до -26. В общем, чувствую, лучше быть готовыми ко второму раунду. Но пусть нас всех пронесёт.