Нужна ли для покупки квартиры зарплата в 716 тысяч рублей?
И действительно, 716 тысяч — это много даже для обычного программиста, это уже скорее инвесторский или предпринимательский доход. Если наша задача в том, чтобы испугаться, то дальше думать нам не надо, издали цифры похожи на верные. Вот как в известном четверостишии:
Ты рассказал мне просто правду,
А я ужасную хочу,
Такую, чтобы [впасть в смятенье],
Завыть, забиться, захрипеть.
Но если нам и вправду интересно, доступна ли обычному Василию Пупкину покупка квартиры в 2026 году, то можно немного подумать: варианты изыщутся. Вот мои мысли по этому поводу.
1. Как вы можете понять по прикреплённому к посту фото, Москва — дорогой город. Поэтому если уж нашему Василию хочется квартиру хорошей площади, причём именно в Москве, внутри МКАД, то ему придётся напрячься. Либо освоить дефицитную специальность (типа «машинного обучения»), либо уж тогда брать мускулами, как в песне «16 тонн»: «слабые мозги, но сильная спина».
2. Многие пишут, что пробовали работать на двух-трёх работах и сильно страдали. Так оно обычно и бывает, но есть нюанс. Люди обычно страдают не от того, что работают много, а от того, что не дают себе труда хотя бы немного оптимизировать процесс.
К примеру, спать надо по 8 часов в день. Это оставляет нам по 16 часов в день, а стандартный рабочий день занимает 5 часов 40 минут (если протянуть его на выходные). Как видите, сокращать время сна необязательно.
Ещё пример. На работу, где требуется неквалифицированный труд, и за которую платят средне, нет смысла ездить по два часа в один конец: такую работу несложно найти и на соседней улице, особенно если мы говорим про Москву.
По дороге на работу и на самой работе тоже надо не страдать, а обустраиваться, чтобы работать было приятно. Ну и так далее, и тому подобное.
Это я как практик пишу: у нас, предпринимателей, 40-часовая рабочая неделя бывает не так уж часто, не каждый год.
3. Откладывать 50% или 75% от зарплаты — это норма, а не экстрим. Раньше, собственно, народ так делал: это вторая половина двадцатого века привила людям дурную привычку тратить всю зарплату под ноль.
Опять-таки, многие убеждены, будто жить «на такие маленькие деньги» невозможно. Но нет, тут работает гедонистическая адаптация, я про неё как раз недавно писал в «Школе Капитализма» (ссылка).
Если коротко: гастарбайтер наворачивает жареную картошку с огромным удовольствием, так как он нагулял аппетит на стройке, и так как он привык к простой еде. И напротив: пресыщенный сын регионального министра, работающий театральным критиком, вяло ковыряется в деликатесах, так как физической активности у него мало, так как он не голоден, и так как он, опять-таки, привык есть деликатесы каждый день.
Проще говоря, Достоевский был прав: «ко всему-то подлец-человек привыкает». Кто-то привык тратить 30 тысяч рублей в месяц, кто-то привык тратить 3 млн рублей в месяц. Если нет каких-то обязательных затрат типа выплат по ипотеке или дорогостоящего лечения, то субъективная разница в уровне жизни минимальна.
4. На РБК предлагают покупать квартиру «в одно рыло». Однако экономическая ячейка общества — это семья, а в современной семье всё же либо работают двое, либо работает один, но за двоих.
Также на РБК предлагают напрыгивать с земли прямо на трёшку, причём не абы где, а в хорошем районе. Вместе с тем можно начать и с чего-нибудь поскромнее, а трёшку брать уже потом, внося в качестве первоначального взноса купленную ранее однушку.
5. Наконец, государство сейчас считает нужным охладить экономику вообще и рынок недвижимости в частности. Поэтому оно оставляет удобные возможности для покупки квартиры в ипотеку только тем, кто особо отличился перед государством: например, военным и семьям с детьми. Для остальных по ипотеке действует высокий, почти запретительный процент.
Продолжу сравнение из предыдущего поста. Давайте сравним два варианта.
Вариант А. Одинокий журналист собирается купить на свою одну зарплату квартиру за 30 млн рублей, взяв ипотеку под 20% годовых. Месячный платёж — 500 тысяч рублей в месяц. Чтобы на ипотеку шло только 50% от зарплаты, журналисту надо получать даже не 716 тысяч в месяц, а целый миллион рублей.
Вариант Б. Семья из бульдозериста и девушки-маляра собирается купить квартиру за 10 млн рублей, взяв ипотеку под 6% годовых. Месячный платёж — 60 тысяч. Если исходить из идеи «ползарплаты на ипотеку», то им нужна совместная зарплата в 120 тысяч. Например, 75 тысяч у бульдозериста и 45 тысяч у маляра.
Для справки. Журналистов с зарплатами в 1 млн рублей не бывает. Типичная зарплата журналиста значительно ниже средней по региону. Даже профессионалам экстра-класса платят 200–300 тысяч, и то с нытьём и натяжкой. Чтобы получать существенно больше, нужно иметь неформальные отношения с начальством, то есть быть не тем, кто мастерски пишет колонки или делает репортажи, а тем, кто является членом околовластной группировки.
И наоборот: бульдозериста на 75 тысяч и маляра на 45 тысяч вы не найдёте, особенно малопьющих и особенно в Москве. Я бы предположил, что в итоге удастся найти бульдозериста за 140 тысяч, а маляра — за 100 тысяч рублей. Это на восьмичасовой рабочий день, с хорошими условиями труда, с соцпакетом и так далее. Без переработок и тому подобного.
Таким образом, ипотечный платёж при совместной зарплате в 240 тысяч составит 25% от дохода семьи: на мой взгляд, вполне приемлемо.
6. Вишенка на торте. Если бульдозерист работает 45 лет, зарабатывая по 140 тысяч, а девушка-маляр работает 30 лет, зарабатывая по 100 тысяч, то за свою карьеру экономическая ячейка общества заколотит 112 миллионов рублей. Примерно эту же сумму семья потратит на новые айфоны, поездки в Турцию и прочую потребительскую ерунду. Морали не будет, просто любопытный факт.