Представители древнейшей психиатрической лечебницы на Балканах: «Мы возвращаем пациентам свободу»
Недавно двери заведения оказались разблокированы и пациентов вернули к обычной жизни.
Высокие стены по-прежнему окружают древнейшую психиатрическую лечебницу, здание было построено еще в XVIII веке. Но ворота больницы больше не заперты: на внутренних сторонах дверей и окон появились ручки. Об этом сообщает издание The Guardian.
«Это тюрьма», – сказал Дарко Коваоик, 53-летний поэт с диагнозом шизофрения, который остался жить здесь.
Учреждением в городе Осиек, на востоке Хорватии, управляет Ладислав Ламза, бывший социальный работник. В мае 2015 года он заменил знак снаружи здания с надписью «Сумасшедший дом» на «Центр для людей, подобных нам».
«Мы выразили много всего в этом маленьком предложении, – сказала Ламза. – То, чего нам удалось добиться за последние два столетия, потрясающе. Все говорили раньше пациенту: «Ты не похож на нас, ты урод и сумасшедший, и я не такой, как ты». Таким образом мы исключаем, стигматизируем и сдерживаем людей на всю оставшуюся жизнь. Но у нас живут те, кто нуждается в помощи, и мы ее оказываем. Я никогда не знал примеры тех, кто был реабилитирован. Как правило, все ставят знак равенства между преступниками и людьми с ограниченными возможностями».
В течение четырех лет 172 из 200 человек были успешно переселены в обычные квартиры, расположенные неподалеку от небольшого городка на Балканах. По мере необходимости, бывшие пациенты посещают лечебный центр. Руководство больше не нуждается в уборщиках, медсестрах или поварах, все они теперь помощники по уходу.
«Теперь все совершенно по-другому. Пациенты стали гражданам своей страны. Прошло 10 лет с тех пор, как Хорватия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов, но наше учреждение является единственным из 24 государственных заведений по охране психического здоровья, в котором числится 6700 человек не больных, а поддерживающих душевное равновесие. Мы подписывали это соглашение, скрестив пальцы за спиной. Правительство все еще хочет, чтобы люди были заперты. Но лица с ограниченными возможностями, будь то психическое здоровье или физическое, имеют свои права. – сказал Ламза. – Чем лучше для человека, тем лучше для общества. Наши действия законны, они еще и дешевле. Люди поблагодарили нас за то, что мы дали им лучших соседей, которых они когда-либо имели, а также самое ценное – свободу».
Материал подготовила Виолетта Потапова