Туймазинца задержали в канадском аэропорту
Таможня даёт «добро»
Туймазинца задержали в канадском аэропорту и потребовали открыть загадочный футляр. Через минуту извлечённый из него курай пел о степных просторах Башкирии
«Так всё и было, – с удовольствием вспоминает случай из жизни бывшего воспитанника директор музыкальной школы Рамзин Абсалямов. – Тимур Климов по профессии нефтяник, нашёл работу в Канаде. Когда приехал туда впервые, на досмотре в аэропорту длинный футляр в его багаже вызвал подозрение. Таможенники потребовали показать, что находится внутри. Тогда Тимур вытащил курай и так сыграл, что поразил всех – сотрудников аэропорта, полицейских, пассажиров».
После окончания Уфимского института искусств Рамзин Рафкатович работал в Октябрьском музыкальном колледже. Жизнь была устроена, всё катилось своим чередом. Но когда в 2004 году его пригласили в Туймазы, согласился без колебаний – хотелось перемен.
Во Дворце культуры «Родина» Абсалямов собрал ансамбль «Хазина», в котором играли студенты педагогического колледжа, а впоследствии и воспитанники детской музыкальной школы. Через два года он перебрался в «музыкалку» и основательно занялся подготовкой кураистов. К нему шли даже те, кто захотел дополнительно освоить ещё один музыкальный инструмент.
За 15 лет "Хазина" подготовила более 50 музыкантов-кураистов.
Чтобы заинтересовать детей, Абсалямов ходил по школам. Когда в гимназии № 1 он продемонстрировал возможности курая, к нему сразу записались 30 ребят! Правда, через неделю их число сократилось втрое. Среди тех, кто остался, был русский парень Андрей Макаров. Педагога предупреждали, что вряд ли у него что-то получится – парень сложный, усидчивости не хватает. Но Андрей на всех занятиях слушал педагога внимательно, занимался серьёзно. Увлёкся новой для него культурой так, что даже несколько раз становился лауреатом различных конкурсов. Со временем и в основной школе у него начались подвижки. Учителя разводили руками – это ж надо, Макарова курай на путь истинный наставил! Сейчас Андрей учится в Санкт-Петербургском университете по специальности «Режиссёр».
В основном составе ансамбля – 16 человек. И младший состав ему уже наступает на пятки. А всего за 15 лет, что существует «Хазина», здесь было подготовлено более 50 музыкантов.
Репертуар расширяется благодаря Фаизу Шарипову, который руководит фольклорным фондом института искусств имени Загира Исмагилова. Шутка ли – в фонде насчитывается более 10 тысяч записей старинных башкирских песен и наигрышей.
Дополнительно ребята разучивают популярные композиции – «Одинокий пастух», «Полёт кондора», мексиканские мелодии…
Трудоспособность ребят впечатляет. Ежегодно они ездят на конкурс в Уфу. В 2004 году стали дипломантами конкурса кураистов в Октябрьском, а через два года лауреатами третьей степени. Уже четвертый год подряд удерживают первое место среди ансамблей в номинации до 16 лет. Постоянно выезжают на всероссийские фестивали – в Санкт-Петербург, Москву, Сочи, Волгоград, Казань.
— Среди молодёжи растёт интерес к старинным инструментам и музыке, – говорит Рамзин Рафкатович. – Даже девушки играют, хотя курай традиционно считается мужским инструментом. Так, наша воспитанница Рената Кагарманова стала лауреатом третьей степени на конкурсе кураистов в Октябрьском.
Мне, как руководителю, тоже приходится выступать на сцене. Чтобы поддерживать форму, нужно заниматься как минимум полтора-два часа в день. Если упустить даже немного времени, забывается техника игры. Вечерами я репетирую в школе, а дома разыгрываемся вместе с сыном.
15-летие образцового ансамбля кураистов «Хазина» будут отмечать в сентябре. На юбилей ждут бывших воспитанников – Венера Тулькубаева (он работает в Москве), лауреата многочисленных конкурсов, обладателя Президентского гранта Альберта Лутфуллина, который сейчас живёт в Казани.
В Туймазинской детской музыкальной школе появились классы саксофона, гобоя, домбры, синтезатора. Очень много обращений с просьбами открыть класс ударных инструментов. Но для этого нужно оборудовать кабинет и найти преподавателя-специалиста.