К вопросу о границах России в Заполярье
Обратимся к истории вопроса. Российская империя еще в 1916 г. направило зарубежным государствам ноту «О принадлежности всех открытых в течение столетий усилиями русских мореплавателей и купцов земель и островов, расположенных к северу от азиатского побережья Российской империи» [1], заявив о своих полных правах на эти территории.
СССР в меморандуме Народного комиссариата по иностранным делам от 4 ноября 1924 г., направленном всем государствам мира, подтвердил положения упомянутой ноты от 20 сентября 1916 г., закрепив принадлежность Советскому Союзу всех земель и островов, составляющих северное продолжение Сибирского материкового плоскогорья.
Окончательно вопрос о границах советской арктической зоны был урегулирован Постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане»:
Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР постановляет:
Объявляются территорией Союза ССР все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, не составляющие к моменту опубликования настоящего постановления признанной Правительством Союза ССР территории каких-либо иностранных государств, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса в пределах между меридианом тридцать два градуса четыре минуты тридцать пять секунд восточной долготы от Гринвича, проходящим по восточной стороне Вайдагубы через триангуляционный знак на мысе Кекурском, и меридианом сто шестьдесят восемь градусов сорок девять минут тридцать секунд западной долготы от Гринвича, проходящим посередине пролива, разделяющего острова Ратманова и Крузенштерна группы островов Диомида в Беринговом проливе.
Председатель ЦИК Союза ССР М. Калинин.
Секретарь ЦИК Союза ССР А. Енукидзе». [2]
В акватории Северного Ледовитого океана морские каждое государство устанавливает государственные границы, то есть определяет территориальные воды, в соответствии со своим законодательством. У России эта граница проходит в 12 морских милях [3] от береговой линии. Кроме этого, часть акватории арктических морей, например, Белое море, была объявлена внутренними водами России.
При этом нельзя путать территориальные воды и исключительную экономическую зону: «Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации» [4].
То есть границы полярных владений вовсе не являются государственными границами Российской Федерации. Вражеские самолеты могут летать внутри границ полярных владений нашей страны, но не пересекая ее государственных границ. Это мне в возрасте 14 лет объяснил еще в 1986 г. начальник разведки зенитного ракетного полка, дислоцировавшегося под городом Норильск, майор Густерин. С тех пор благодаря отцу я стал увлекаться политической географией.
Примечания
[1] Безбородов М.И. Российская арктическая политика в программных документах государства // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. Т. 33. Иркутск, 2020, с. 9.
[2] Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза Советских Социалистических Республик. М.: Управления делами СНК СССР, отд. I, № 32, 20 мая 1926 г., с. 586.
Текст «Постановления» доступен также в издании: Документы внешней политики СССР. Т. IX. 1 января - 31 декабря 1926 г. М.: Политиздат, 1964, с. 228.
[3] 1 морская миля = 1852 м.
[4] Федеральный закон от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».