Стоимость банковских карт россиян на черном рынке выросла в разы
На черном рынке в несколько раз выросла стоимость дропперских банковских карт. Они принадлежат реальным россиянам, но используются мошенниками для денежных переводов на свои счета, а то и вообще за границу. В 2024 году цена таких банковских карт достигла 30-40 тыс. рублей, что в пять-восемь раз больше, чем ранее. А общее число таких карт составляет 700 тыс. Об этом сообщил глава Службы финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Богдан Шабля. Что происходит на черном рынке банковских карт граждан и когда регулятору удастся полностью пресечь все мошеннические операции по ним, «365NEWS» выяснил у экспертов. Фото: Наталья Мущинкина Искусственный интеллект на страже ваших денег
Дроппами (или дропперами) называют несознательных людей, которые передают оформленные на них банковские карты преступникам за вознаграждение. Некоторые из этих граждан не осознают, что совершают противоправные действия и могут быть замешаны в мошеннические схемы. Другие равнодушно относятся к вопросу законности. Преступники чаще всего ищут дроппов среди уязвимых слоев населения — бомжей, алкоголиков, нуждающихся в деньгах студентов, жителей сел из депрессивных регионов или пенсионеров с маленькими доходами, которых уговаривают за несколько тысяч рублей передать оформленные на них банковские карты третьим лицам «в пользование». Затем через такие карты преступники проводят сомнительные операции и обналичивают украденные телефонными мошенниками деньги.
На черном рынке такие карты продаются преступным группировкам сразу пачками. Стоимость такой партии резко выросла за последнее время. «По нашим оценкам, за текущий год стоимость дропперской карты в последние месяцы выросла в пять-шесть раз — с 5-6 тыс. до 30-40 тыс. рублей, а счета дропов сейчас приходится менять сотнями и тысячами в день, банки научились быстро их блокировать», — сообщил Богдан Шабля. Рост цен глава Службы финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ РФ связал с действиями регулятора, который в этом году активизировал взаимодействие с банками по выявлению дроппов. «С некоторыми (банками) мы внедрили процедуры онлайн-контроля, использующие технологии искусственного интеллекта и быстро выявляющие операции дроппов, — рассказал он. — В последние месяцы большинство крупных банков научились выявлять дроппов в течение одного дня, а некоторые — в считаные минуты». Богдан Шабля добавил, что в результате действий регуляторов и банков удалось добиться значительных успехов. В частности, объемы p2p-операций (переводов между гражданами. — «365NEWS») по счетам дроппов к концу этого года снизились почти в три раза.
Сторонние оценки успехов Центробанка в борьбе с сомнительными переводами и использованием дропперских карт ещё выше. «Действительно, стоимость банковских карт, оформленных на третьих лиц, выросла на «теневом» рынке в два и более раза (с 10-15 тыс. рублей до 20-30 тыс. рублей за банковские карты со стандартным пакетом услуг и с 20-30 тыс. рублей до 60-70 тыс.рублей за банковские карты с премиальным сервисом), — говорит экс-сотрудник ФСБ, а ныне директор по расследованиям платформы безопасности цифровых активов «ШАРД» Григорий Осипов. — Такой рост стоимости может свидетельствовать о том, что спрос на такие карты остается высоким, несмотря на усилия по их блокировке. На наш взгляд, деятельность ЦБ по борьбе с дроппами стала одним из факторов увеличения цен на такие карты, наряду с активизацией рынка в конце года, в том числе в связи с увеличением деловой активности, ростом курса доллара и криптовалют (биткоина)».
Мошенники работают системно
В ЦБ РФ указывают, что дропперские карты скупают теневые финансовые структуры, которые даже обсуждают свою деятельность на специальных «конференциях». Они представляют собой развитые с технологической точки зрения площадки, которые не ограничиваются работой на территории России. «Управление операциями по подконтрольным им счетам и картам объединено специализированным программным обеспечением, установленным на мобильных телефонах, сим-боксах и серверах их организаторов, — отметил Шабля. — Также они называют себя «процессингом» и периодически даже проводят конференции, публичные мероприятия, где рассказывают, как и сколько они зарабатывают, пытаясь вовлечь в свою противоправную деятельность как можно больше наших граждан». Регулятор отслеживает активность такие «процессеров», чтобы выявлять новые теневые схемы.
Однако преступники тоже постоянно совершенствуют свои методы и стремятся запутать правоохранителей и регулятора. Один из последних приемов — «прогрев» дропперской карты. После покупки такой карты на черном рынке ее некоторое время используют для прозрачных банковских операций: оплачивают товары в обычных магазинах, например, чтобы усыпить бдительность выдавшего такую карту банка, и он не присвоил бы такому клиенту высокий уровень риска. «А потом по ней начинают проводить подозрительные операции», — пояснил Шабля.
Еще один способ сделать как будто менее заметными для регулятора сомнительные операции — это дробление «теневых» транзакций одного дропа по разным банкам и проводить их в разном объеме, снижая разовые размеры переводов. «Но когда организатор схемы с помощью специализированного программного обеспечения управляет тысячами таких карт, «на выходе» получается внушительная сумма», — добавил глава Службы финмониторинга Центробанка. По оценкам регулятора, в теневых операциях уже «засветились» как минимум 700 тыс. банковских карт россиян. Однако предпринимаемые властями меры борьбы заметно снижают «срок жизни» таких инструментов. «По нашим данным, средний срок карты дроппа сократился с нескольких месяцев до нескольких недель, при активном использовании, — подчеркнул Осипов. — В ряде случаев банк блокирует уже самую первую операцию».
Антидропповая система
В планах Банка России создание новой централизованной системы для выявления дроппов и передачи данных о таких гражданах в банки, даже в те, где подобные клиенты еще не обслуживаются. Эта инициатива уже обсуждается с Росфинмониторингом. Если система заработает, то люди, ставшие дроппами, будут попадать в базы данных банков и правоохранительных органов. Мало того что они испортят себе репутацию, но за свои действия будут нести и дополнительную ответственность, вплоть до уголовной.
Сроки запуска этой платформы не определены, но если она будет создана, то эксперты предупреждают о рисках, контуры которых проявляются уже сейчас. «Создание единой платформы для борьбы с дроппами, меры по автоматической блокировке карт по признакам связи с дроппами усложнят совершение обычных операций для физических лиц, а мошенники скорее перейдут на новую схему. Уже сейчас четверть всех банковских карт — карты, оформленные на иностранных граждан», — пояснил Осипов. И есть еще один риск в такой платформе: банки станут на нее полагаться и снизят уровень собственной вовлеченности в оценку своих клиентов, а при споре — будут сразу отправлять клиента в ЦБ, предупреждает эксперт.
И раз иностранцы уже появились в данной схеме, то нужно работать на всех фронтах. «Дополнительно необходимо укреплять международное сотрудничество, поскольку многие мошеннические схемы носят трансграничный характер и требуют координации на глобальном уровне», — считает инвестиционный советник Юлия Кузнецова.
Эффективным способом противодействия дропперству является применение мер административной и уголовной ответственности, предусмотренных действующим законодательством. «Однако статистика привлечения дропперов к ответственности не публикуется МВД и Банком России, — продолжает разговор магистр права, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Мери Валишвили. — Хотя именно такая информация стала бы реальным способом профилактики такого рода преступлений».
Фактически для победы над дропперством в России как массовым явлением необходимы усилия с двух сторон. Во-первых, требуются жесткие меры со стороны государства и банков, которые следует направить на пресечение вовлечения простых людей в «процессинговые» схемы. Во-вторых, должно идти разъяснение для граждан негативных последствий от передачи своих карт третьим лицам. «Самим эффективным методом остается сознательность самих владельцев карт, что требует значительного их просвещения не только про риски потерь денежных средств, но и на тему личной ответственности», — резюмировал основатель сервиса «Кредчек» Эльман Мехтиев.