Лекарство за миллиард
У нас есть Министерство здравоохранения, которое тратит под триллион рублей ежегодно только из федерального бюджета, не считая региональных расходов. Также в России больше сотни медицинских вузов, в каждом из которых укоренены целые кланы профессоров и докторов наук. Серьёзная научная сила. Казалось бы.
Однако в медицинской науке не принято выделять миллиард рублей на производство лекарства просто так, по просьбе «своих человечков». Вначале разработчики должны доказать, что лекарство действительно работает. Делается это так.
1. Берём 500 мужчин, которые жалуются на проблемы с поршнем.
2. Делим их случайным образом на две равные группы.
3. Одной группе даём проглотить таблетку с мускусом саблезубого оленя, второй группе — пустышку с ничем, которая выглядит точно так же. Никто из мужчин не знает, какую именно таблетку дал ему врач, и даже сам врач не знает.
4. По очереди показываем подопытным срамные картинки, замеряем в нужных местах увеличение объёма и угол над горизонтом.
5. В итоге составляем заключение: «Заметный эффект был у 120 человек, съевших мускус, и только у 50 человек, съевших пустышку».
Пока такого заключения нет, мускус оленя — не лекарство, а «народная медицина», то есть, как говорил Остап Бендер, сравнительно честный способ отъёма денег у населения.
Прочтя статью в «Известиях», я проверил, существуют ли исследования, которые доказывают эффективность лекарств из мускуса кабарги. Оказывается, такое исследование провели, но не 10 лет назад, когда выделяли деньги, а уже в самый разгар их освоения, в 2021–2022 годах. Исследование откровенно маленькое для миллиардных масштабов проекта, всего лишь 135 пациентов. И результаты исследования… не опубликованы (ссылка). Однако если лекарство реально работает, если это «русский ответ виагре», где же тогда публикации?
Странно, но никому в Минздраве это не интересно: интересно только Счётной палате, причём только потому, что строительство идёт с задержкой, а замкнутый цикл производства ещё не работает.
Возможно, я плохо копался в медицинских базах, и на самом деле эффективность мускуса доказана. Если так, укажите на исследование в комментариях, я добавлю в статью. Однако конкретный препарат не имеет большого значения, потому что это не единичный случай, а массовое явление. К примеру, у нас официально продаётся оциллококцинум, в гранулах которого не содержится ни единой молекулы действующего вещества. Напомню, Комиссия РАН по борьбе с лженаукой официально назвала гомеопатию лженаучной (ссылка). Несмотря на это, регистрационное удостоверение Минздрава у оциллококцинума есть, при этом врачи поликлиник до сих пор рекомендуют дорогостоящую пустышку взрослым и детям, опираясь на статьи учёных медиков в солидных рецензируемых научных журналах.
Всё это — к вопросу о запрете блогерам писать на темы, по которым у них нет профильного высшего образования. На первый взгляд идея отличная: надо ограничить шарлатанам возможности для рекламы своих сомнительных снадобий. Маленькая проблема в том, что главные шарлатаны с ноги открывают двери в высокие кабинеты Минздрава и Роспотребнадзора, и чиновники из высоких кабинетов старательно отводят глаза в сторону, делая вид, будто не замечают странностей в ассортименте наших аптек.