Ереке Великолепный: почему в казахстанских комедиях ярким женщинам достаются незатейливые мужчины
На этой неделе в отечественный прокат вышли две комедии - нашумевшая голливудская «Марти Великолепный» и новая казахская «Қызым» Олжаса Нурбая. Последнюю можно отнести к давно наметившемуся мини-поджанру - мужское казахское фэнтези о том, как первостатейные красавицы влюбляются в самых обычных мужчин, которые даже не особо стараются завоевать их внимание. Здесь 45-летняя героиня Баян Алагузовой - незамужняя Лейла, никогда не бывавшая замужем, врач и гордость экибастузской больницы, вдруг оказывается без ума от 60-летнего Ержана, который всю жизнь поработал на заводе (Абунасыр Сериков). Выясняется, что он такой завидный жених, что фильм можно было бы назвать не иначе как «Ереке Великолепный».
О чём картина «Қызым»По сюжету 60-летний житель Экибастуза, вдовец Ержан (один из самых харизматичных актёров казахского кино Абунасыр Сериков) живёт один: три его взрослые дочери заняты своей жизнью. Жанар (Алма Халмуханова) замужем и пытается родить ребёнка, Алия (Жазира Еркин) занимается бизнесом, а младшая Мольдир (Аида Курмангалиева) - студентка. Чтобы привлечь их внимание и вернуть дочерей домой, он наносит себе легкие травмы, чтобы оказаться больнице. В лечебном заведении его каждый раз встречает 45-летняя завотделением Лейла (Баян Алагузова), легко журит за симулянство и отпускает. Девушкам, соответственно, читается лекция о том, что надо смотреть за отцом и посещать его чаще.
Тогда дочери решают найти папе невесту, ведь кто-то должен его вкусно кормить, следить за здоровьем и настроением. Невесты ищутся в возрасте 30–35 лет, активные, спортивные, деловые. Женщины 50+ тоже в гонке, особенно если она мастерица на все руки и готовит как мишленовский повар. Но сердцу не прикажешь - Ереке влюбляется в свою докторицу.
Как сделан фильм «Қызым» (есть спойлеры, необходимые для разбора)Для продюсера Максима Акбарова, чей продакшн Golden Man Media известен своими жанровыми работами, «Қызым» - «самый добрый, душевный проект». Поскольку это кино о семье, взаимоотношениях внутри неё, тон в картине выбран тёплый, семейный, неудивительно, что в Атырау, Актобе и Алматы полные залы. На сеансах люди смеются, плачут и щедро делятся хорошими отзывами в сети.
Само название «Қызым» («Моя доченька») готовит зрителя к тому, что главной линией здесь будет безусловная любовь отца к своим дочерям - тема максимально коммерческая, ведь женщин, готовых посмотреть на идеального экранного отца и желающих испытать отеческую заботу хотя бы с экрана - миллионы и на этом можно заработать миллиарды тенге. Однако, эта линия хоть и есть, но уходит на второй план - по сравнению с главным: весь фильм отцу ищут невесту и их любимый папа здесь не столько равноправный герой, сколько приз, за который надо побороться, ему даже героиня Баян говорит: «Ереке, ну вы сделайте хоть что-то!». Но он ничего не предпринимает. Пожалуй, единственный поступок, который он совершает сам — это гонится за автобусом, в котором едет его возлюбленная.
В личной жизни Ереке ведомый и безвольный человек (ситуации с дочерьми не в счёт, там он наоборот- волшебник). Так как в него влюбилась героиня Баян? Если единственное, что их связывает, это его регулярные симуляции? Кроме того, все знают, что строить отношения с людьми, которые склонны привлекать внимание таким способом себе дороже. Даже очень милые манипуляторы с синдромом Мюнхгаузена выматывают. А врачи таких и вовсе избегают.
Любовь дочерей к своему папе тоже тема благодатная и достаточно коммерческая, но тогда фильм должен был называться «Әкем» и сценарий должен был строиться иначе - ревнивые дочери, ослепленные своей любовью и зацикленные на себе, наконец, разглядели, что отцу так плохо и одиноко одному, что он так он страдает в одиночестве - спивается, горюет, даже украдкой плачет, что девочки решили помочь ему с личной жизнью и сами решили найти себе «маму». Если бы показали отца на самом дне и действительно дали бы сыграть Абунасыру Серикову первую по-настоящему драматичную роль в карьере, как обещали перед сеансом, возможно, это был бы один из суперхитов проката.
Самое неидеальное место в «Қызым» — это, конечно, сценарий, он схематичный, условный и откровенно фантазийный, не спасло даже то, что одна из сценаристок девушка. Поверить в то, что видная 45-летняя женщина (так сказано в фильме), за которой ухаживает коллега, влюбится в своего пациента, мужчину на 15–20 лет старше ее, причём, он не олигарх и не звезда, а простой работяга, который еще и болеет и нуждается в уходе, невозможно. При правильных акцентах и это сработало бы - допустим, если «до» у неё был муж - влиятельный и жестокий абьюзер и теперь она поняла, что простой добрый мужчина, пусть в разы и старше — вот за кого нужно на самом деле держаться. А может, герой Абунасыра Серикова напомнил ей характером юношу, в которого она была влюблена в юности? Или он похож на её папу? - не секрет ведь, что женщины, которые выбирают в партнёры мужчину с большой разницей в возрасте, это девочки, выросшие без отца. Без всех этих деталей драматургия вышла слабой. Есть попытка всё уравновесить, придумав героиням выгоду от брака с добрым агашкой, но, честно говоря, не очень убедительно. Причём, «выгода» не обязательно ведь должна быть материальная.
В фильме речь об Экибастузе и похвально, что география казахского кино расширяется, но городу не удалось стать полноценным героем ленты - акцента нет ни на шахтёрах, ни на угольных разрезах, ни на типично экибастузских пейзажах, пару раз вспоминаешь о месте событий, это когда героя снимают на заводе, а героиня отправляется на автобусе в Астану.
Если вам удастся поверить в историю с самого начала, то проект обещает стать доброй, легкой, трогательной историей, если нет - то будете сидеть весь сеанс и вспоминать своих знакомых, которые живут вместе вопреки стереотипам и, поверьте, не вспомните ни одного.
Почему казахстанские кинематографисты пытаются поженить людей из разных вселенныхКазахское кино снимают по большей части мужчины и у них три настойчивые фантазии. Первая — каждый мужчина настолько хорош, что самого этого факта, что он мужчина достаточно, для того, чтобы в него влюбиться. Ему не нужно ничего предпринимать, завоевывать сердце, или делать что-то еще, женщина и так готова на всё. И это очень сильно отличается от реальности, ведь на практике молодые мужчины живут во времена экономического давления, где всерьёз обсуждаются размер махра или калыма и часто отношения начинается с обсуждений в материальной плоскости.
Казахский мужчина в наших фильмах часто настолько безынициативен, что не способен сам даже жену выбрать, этим процессом частенько руководят другие, этот троп отслеживается чуть не ли в каждой второй комедии - от аймановского «Ангела в тюбетейке», снятого в 1968 году до одного из самых кассовых кинопроектов последних лет - «Таптым-ау сенi», там действо тоже начинается с того, что героиня ищет невесту своему другу детства, но потом влюбляется в него сама. Благо, в «Қызым» герой Абунасыра Серикова хотя бы просит не лезть в его дела.
Вторая фантазия — незамужняя женщина так хочет замуж, что выйдет за кого угодно, лишь бы не быть одной. В казахских комедиях о замужестве мечтают и блогеры, и бизнес-леди, и врачи, всех профессий и возрастов - и юные, и засидевшиеся, и возрастные дамы. В реальности, чем женщина старше, самостоятельнее и имеет собственный стабильный доход, тем меньше у неё желания искать мужа. Выйти замуж можно, но только по большой любви. Ощущение, что отношение к женщине будто утилитарное: в «Қызым» есть эпизод, где одна из дочек горько плачет - «я даже не смогла выйти замуж, чтобы порадовать родителей», а вторая рыдает, что «я даже не смогла родить и подарить внуков», а третья убивается по тому, что «я даже не смогла купить машину отцу». Впрочем, ту претензии скорее к обществу, чем к сценаристам.
Третья фантазия — это выдать героиню Баян Алагузовой замуж за самого обычного мужчину. Правда, в комедии «Донор» Дархана Саркенова её героиня, шикарная бизнес-вумен влюбляется в шашлычника (Куандык Шакиржанов), но до этого он решает продать ей свою почку. Здесь же герой - завидный пенсионер, пусть и с пенсионными отчислениями больше 20 миллионов тенге - для таких надо больше 30 лет каждый месяц зарабатывать больше 555 тысяч тенге. Это не означает, что у простого мужчины нет шансов обаять такую женщину как Баян Максатовна, но уж очень надо постараться. Если бы создатели сполна раскрыли харизму Абунасыра Серикова, одного из смешных казахстанских актёров, верилось бы легче. Впрочем, Абеке-ага - так называют Серикова коллеги-кинематографисты, не единственный киножених, которому выписан большой кредит доверия. Главный ловелас казахского кино - Рамазан Амантай.
Как Рамазан Амантай стал сердцеедомКазахстанские сценаристы так уверены в неотразимости комичных мужчин, что главным сердцеедом нашего кино является не Берик Айтжанов, Санжар Мади или Аскар Ильясов, а обаятельный Рамазан Амантай. В «I go to school» Нурлана Коянбаева и Анвара Матжанова в него влюбляется карьеристка модельного роста и внешности. В незатейливой комедии «Заманback», ставшей одним из самых кассовых фильмов казахского кино, Рамазан играет парня, от которого все без ума. К примеру, по сюжету он там знакомится с девушкой, нагло пристаёт к ней, заходя, как говорится, «за буйки», она же не возмущается, а наоборот становится его поклонницей и просится на свидание.
В комедии «Жыным сол» («Мой любимый джинн») Дархана Саркенова Рамазан играет кредитного специалиста, в которого влюбилась джинн Жасмин (Дина Тасбулатова). Девушка была заточена в бутылке на тысячелетия, но благодаря тому, что хозяйка антикварного салона решилась на кредит и принесла древний артефакт на оценку в банк, выбралась на волю. Откупорив сосуд, герой Рамазана становится хозяином Жасмин и засыпает её своими желаниями, приказами и просьбами. Поскольку девушка древняя, она послушна, с мужчиной не спорит и выполняет все поручения и справляется на отлично, одного не может джинн — заставить одного человека полюбить другого. А когда она сама получает бессмертие и вечную свободу,то решает променять всё на союз со своим экс-повелителем, героем Рамазана. Как думаете, поступила бы она так «на самом деле»?
На премьере «Қызым» создатели говорили, что снимать кино невероятно сложно, это так - хочется поддерживать отечественных кинематографистов. Но и смотреть кино, которое является голимой фантазией, тоже непросто, поэтому давайте будем идти на встречу друг другу. Тема ведь очень интересная - одиночество в зрелом возрасте.