Эволюция криптовалют: от спекулятивного актива к инструменту экономической войны
Двукратное падение курса биткоина, случившееся за последнее время, в очередной раз разогнало волну интереса к рынку криптовалют. Но прежде чем включиться в дискуссию о масштабах применения криптовалют в современном финансовом мире, позволим себе несколько важных замечаний. Фото: Алексей Меринов тестовый баннер под заглавное изображение
Первое замечание касается терминологии. Банк России дает следующую классификацию цифровых денег:
Государственные. К ним относится цифровая валюта Центрального банка, или, проще говоря, цифровой рубль, эмитентом которого является Центральный банк и обеспечением которого является баланс Центрального банка.
Частные. К ним относятся электронные деньги частных компаний; стейблкоины, которые обеспечиваются определенными активами (к ним относятся, например, tether и terra), и необеспеченные криптовалюты (к ним относятся криптовалюты, которые у всех на слуху, — bitcoin и ethereum).
Государственные цифровые деньги (цифровой рубль) в настоящее время активно развиваются Банком России, а отношение к частным у регулятора отрицательное. ЦБ подчеркивает, что такие криптовалюты имеют характеристики финансовых пирамид, а рост их цен поддерживается спекулятивным спросом со стороны вновь входящих на рынок участников.
Этот тезис напрямую касается нашего второго замечания, а именно: что криптовалюты в значительной степени дискредитированы. Причин, по нашему мнению, несколько.
Во-первых, природа криптовалютного рынка. За любым активом стоит какая-либо «собственная» внутренняя экономика. Например, за обычными валютами и государственными облигациями стоит экономика той страны, которая их выпустила; за акциями и корпоративными облигациями — конкретная компания, ведущая бизнес и создающая какой-то продукт; за рынком антиквариата и картин — художники, частные коллекционеры, музеи и т.д. Вся эта «внутренняя экономика» определяет своего рода внутреннюю ценность актива. Главной задачей инвестора является попытка определить эту внутреннюю ценность и сравнить ее с рыночной оценкой. Понятно, что если рынок, по мнению инвестора, недооценивает актив, то именно в него имеет смысл инвестировать свои деньги.
А что же стоит за биткоином? На наш взгляд, за ним также находится своя «внутренняя экономика». Например, экономика добычи (майнинга) токенов. Другие эксперты скажут, что это не является фактором, формирующим ту самую внутреннюю ценность, ведь, например, биткоин не становится из-за этого частью обычной, «нормальной» экономики. Споры на эту тему продолжаются до сих пор.
Кроме этого важно заметить, что одно из главных «преимуществ» биткоина, а именно анонимность, также сыграло с валютой злую шутку: биткоин стал использоваться в теневом бизнесе и во множестве криминальных схем, включая финансирование терроризма, наркотрафик и прочее. Это явно не добавляет криптовалютному рынку популярности среди законопослушных инвесторов.
Во-вторых, объем криптовалютного рынка. Общий размер рынка составляет порядка $2–3 трлн. В то же самое время, например, общий размер фондового рынка в США превышает $40–50 трлн, общий размер фондового рынка Европы составляет около $13–15 трлн, Китая — порядка $11–12 трлн, а например, рынка золота — порядка $13–14 трлн. Чем меньше рынок, тем более уязвима его цена к манипуляциям, когда группы участников могут осознанно или неосознанно сговариваться и формировать цену через определенные сделки.
В-третьих, криптовалюты — финансовые пирамиды. На рынке их называют криптоскам. Популярность криптовалют и относительная простота их выпуска породила огромное количество желающих сделать свою собственную криптовалюту. Схема запуска очередного криптопроекта чаще всего выглядит как банальная пирамида. Компания-эмитент криптовалюты еще до выпуска токенов в свободное обращение на рынок (т.н. Initial Coin Offering, или ICO) имеет достаточно большой объем этих самых токенов. Такие же токены могут иметь и партнеры (хотя правильнее говорить «подельники») этой компании. В первые несколько часов (а иногда и минут) после выпуска такого токена на рынок происходит «раздача» — сброс владельцами криптопроекта своей валюты тем, кто покупает ее на рынке и обеспечивает спрос. Чаще всего «пострадавшими» становятся обычные, рядовые инвесторы, которые хотели заработать быстрые деньги. Для такого рядового инвестора в подобного рода схемах действует принцип лотереи либо иногда принцип «большего дурака» — заработать можно, если вовремя купить, а потом продать эту криптовалюту по более высокой цене тому, кто согласится ее купить.
В-четвертых, криптовалютные политики. Да, криптовалюта пришла и в политику. Поскольку криптовалюта — это «стильно, модно и молодежно», неудивительно, что она стала все более широко использоваться в качестве средства для борьбы за электорат. В частности, победу Трампу в выборах президента США обеспечили в том числе обещания либерализации криптовалютного законодательства. Вместе с тем Трамп сам поучаствовал в том же криптоскаме. В январе текущего года был запущен коин trump, цена которого вначале достаточно быстро приблизилась к отметке $80, однако впоследствии упала и в настоящее время находится ниже $6. «Отличился» и большой поклонник Трампа глава Аргентины Хавьер Милей, который поучаствовал в рекламе криптовалюты libra, потерявшей впоследствии более 90% своей цены.
…После всего вышеизложенного у непосвященного человека может сложиться впечатление, что криптовалюта — это сплошное мошенничество. Но это не совсем так. Как и любой другой финансовый инструмент, криптовалюту делают частью сомнительных схем сами люди. Рыночные же спекулянты в погоне за краткосрочной прибылью периодически обеспечивают стремительный разгон и столь же стремительное падение рынков, из-за чего могут пострадать многие рядовые криптоэнтузиасты и вполне себе легальные и высокотехнологичные криптовалютные стартапы. Вместе с тем криптовалюта уже используется в качестве платежного средства во многих странах. Например, в Сальвадоре биткоин был признан в 2021 году, а использование криптовалюты в расчетах поощряется через бонусную и скидочную систему. В Швейцарии и Канаде распространены криптоматы, где можно быстро обменять криптовалюту на фиатную валюту этих стран и тут же получить ее. В Португалии и на Мальте на криптооперации не распространяется НДС, туристам не требуется конвертировать валюту своей страны и экономить на комиссиях.
Однако это все касается розничных операций. А что же происходит на более глобальном уровне? В чем польза от криптовалют для мировой экономической системы? Как они влияют на экономические процессы в мире?
Глобализация продемонстрировала для многих стран (в том числе и для России) свою негативную сторону. С одной стороны глобализация — это, бесспорно, сокращение транзакционных издержек и рост эффекта синергии. Однако с другой — это и рост зависимости от других стран, в том числе от платежных и банковских технологий. В результате в процессе «неожиданно начавшейся» фрагментации мировой экономической системы перед рядом стран встали новые вызовы, связанные с «выталкиванием» экономики такой неугодной страны из глобального экономического контура. Войны в настоящее время ведутся не только дронами и высокоточными ракетами, но и масштабными экономическими санкциями. Вместе с тем криптовалюта может в этом процессе сыграть на руку «странам-изгоям». В текущей конфигурации криптовалюта может активно использоваться для обхода санкций.
Второе глобальное значение использования криптовалют — стратегическое. Криптовалюты, по сути, становятся новым полем противостояния между двумя крупнейшими экономическими и стратегическими противниками — США и Китаем. В 2025 году США приняли акт GENIOUS, который легализует выпуск стейблкоинов со стороны американских банков и лицензированных компаний. Обеспечением этой криптовалюты являются доллар США и американские государственные ценные бумаги. Профессор экономики Э.Йейати и директор школы экономики Буэнос-Айреса С.Кац в своей статье «Новая валютная война» поясняют, что, по замыслу министра финансов США С.Бессента, рынок таких коинов может вырасти с $250 млрд до $2 трлн уже в ближайшие 3 года. А это означает, что использование доллара существенно расширится. Китай, в свою очередь, «ответил» эмиссией и распространением цифрового юаня, а также продвижением платформы для проведения платежей в режиме реального времени с использованием цифровых валют центральных банков. В процессе все большей фрагментации странам в конечном счете придется выбирать между долларовым контуром и его альтернативой (с большой долей вероятности юаневой).
Как мы можем увидеть, криптовалюты (как частные, так и государственные) все больше приобретают абсолютно иной статус, нежели инструмент простых спекуляций и «относительно честного отъема денег у населения». Цифровые валюты все больше встраиваются в новые экономические и геополитические реалии и, несомненно, будут играть огромную роль уже в недалеком будущем.