Как русский фигурист Артур Дмитриев ставил рекорд, который только спустя 28 лет повторил Сизерон
Переносимся в 90-е.
Фигурнокатательное сообщество все еще переваривает развязку личного турнира в танцах на льду на Олимпиаде в Милане. Золото в напряженнейшей борьбе вырвали французы Лоранс Фурнье-Бодри/Гийом Сизерон, чья история восхождения на подиум могла бы лечь в основу голливудского сценария. Безусловно, золотой дубль Сизерона — победы с разными партнершами, сначала с Габриэлой Пападакис в Пекине-2022, теперь с Фурнье-Бодри в Милане-2026 — вписал его имя в историю мирового спорта. В танцах на льду он, действительно, уникум. Но подобные прецеденты в фигурном катании уже были.
Прежде всего на ум приходит карьера Ирины Родниной, которая выигрывала Олимпиаду трижды: с Алексеем Улановым в 1972-м и с Александром Зайцевым в 1976-м и 1980-м. Только вот, помимо нее, в аналогичном ключе отличился и Артур Дмитриев. Двукратным олимпийским чемпионом он тоже стал в разных сочетаниях: в 1992-м с Натальей Мишкутенок, в 1998-м с Оксаной Казаковой. Дмитриев — первый мужчина-фигурист в парных видах, доказавший, что чемпионский титул — не случайность, а система, если речь идет о поистине гениальном спортсмене.
В парное катание Дмитриев перешел уже с отличной прыжковой базой: под руководством первого тренера он стабилизировал все тройные прыжки. В 1986-м Тамара Москвина поставила его в пару с Натальей Мишкутенок, и уже тогда стало понятно: этот альянс — не просто эксперимент, а ставка на будущее, притом крайне успешное. Пара практически сразу интегрировала в соревновательные прокаты два разных прыжковых элемента — тройные тулуп и сальхов. Среди спортивных пар тогда это считалось редкостью. Но из-за острейшей конкуренции в советской школе парного катания Мишкутенок/Дмитриев дебютировали на чемпионате мира лишь в 1990-м и сразу же взяли бронзу.
Настоящий же прорыв случился в следующем сезоне-1990/91. Москвина поставила им программу «Грезы любви» на музыку Ференца Листа, которую и по сей день специалисты называют во многом непревзойденным шедевром. Красивейшие линии, удивительное взаимодействие между партнерами — все было подчинено гармонии. Эта программа принесла победы на чемпионатах Европы, мира, а главное — на Олимпийских играх в Альбервиле-1992. В общем, на протяжении двух лет подряд спортсмены феерили с этой выдающейся постановкой, которую тренеры даже не пытались как-то видоизменить, дабы не разрушить магию.
Казалось, впереди их ждет еще как минимум один олимпийский цикл безоговорочного доминирования. Однако после Альбервиля Мишкутенок/Дмитриев решили попробовать себя в профессионалах, а когда вернулись на любительский уровень в сезоне-1993/94, ситуация в мировом топе значительно изменилась. В большой спорт вернулись не только они, но и непревзойденные Екатерина Гордеева/Сергей Гриньков, которые пропустили почти весь олимпийский цикл из-за рождения дочери.
И вот наступает Лиллехаммер-1994. Наталья и Артур откатались безупречно, чисто и захватывающе эмоционально под музыку Рахманинова. Но в соперниках у них были чемпионы Калгари-1988, которых почти никто и никогда обыграть не мог. Их пронзительное выступление не оставило шансов даже идеальному прокату действующих олимпийских чемпионов. Как итог — серебро. После Игр Наталья, быть может, на эмоциях приняла решение завершить карьеру и, как позже выяснилось, жалела об этом, однако было поздно.
По сути, Дмитриев тоже мог оставить лед на мажорной ноте — два олимпийских подиума, титулы чемпионов мира и Европы. Вместо этого он пошел на риск, практически беспрецедентный для фигурного катания. Весной 1995-го 27-летний олимпийский чемпион встал в пару с 20-летней Оксаной Казаковой, у которой не было за спиной ни громких титулов, ни какой-то узнаваемости, сулившей успех затеи, а было желание и готовность работать на результат. Москвина, взявшаяся тренировать новый дуэт, предупредила новую партнершу буквально взращенного ею Артура жестко: «Запомни, ты получаешь в партнеры не олимпийского чемпиона, а человека, который все начинает с нуля».
Первый же совместный сезон принес Казаковой/Дмитриеву победу на чемпионате Европы — 1996 в Софии. Можно подумать, что и дальше все пойдет по накатанной и золото Нагано уже маячит на горизонте. Но это не совсем так… На пути пару преследовали неудачи: систематические ошибки Дмитриева на тройном тулупе, снятие с Гран-при из-за травмы Оксаны, лишь бронза на ЧР-1998, а с ним — статус 3-й российской пары в преддверии Игр. Да и судьи для себя как будто выбор сделали: фаворитами считались Елена Бережная/Антон Сихарулидзе, за которыми остались финал Гран-при и чемпионат Европы.
Тогда будущий двукратный олимпийский чемпион с горечью констатировал: «Короткая программа решает слишком многое». Он даже представить себе не мог, насколько судьбоносным был тот вывод. Ведь на олимпийском льду в Нагано их заклятые соперники дрогнули именно в короткой программе, допустив ошибку на поддержке. Только и Артура с Оксаной в первый день отсудили жестко: определили на 2-ю позицию вслед за китайцами Шэнь Сюэ/Чжао Хунбо, несмотря на чистый прокат.
Кульминацией противостояния двух выдающихся пар из России и мастеровитых китайцев стала произвольная программа. В соответствии с жеребьевкой Казакова/Дмитриев выходили на лед последними, и следующие четыре с половиной минуты переполненные трибуны просто не дышали. Постановка вышла настолько вдохновенной, а прокат настолько безукоризненным. Тем более среди лидеров лишь им все элементы покорились абсолютно чисто. На табло закономерно загорелись невероятные баллы вплоть до 6.0. Оксана не скрывала слез, Артур облегченно выдохнул. Все было не зря.
Так еще и был установлен рекорд, который держался вот почти 30 лет: впервые в истории мужчина-фигурист смог выиграть две Олимпиады с разными партнершами.
Ну а к произошедшему накануне в танцах на льду можно относиться как угодно. Тем не менее это уже часть истории. И талант новоявленных чемпионов Фурнье-Бодри/Сизерона, которым понадобился рекордно короткий срок, чтобы приблизиться к классу, обесценивать нельзя. Собственно, как и остальных призеров Игр, будь то Мэдисон Чок/Эвана Бейтса, по мнению многих, достойных золота именно за выслугу лет, или Пайпер Гиллес/Поля Пуарье, преодолевших немало испытаний на пути.
За любой медалью стоит огромный труд, и каждый, кто поднялся на подиум, провел невероятную, наполненную болью, трудом и тревогой работу. Фигурное катание тем и прекрасно, что в нем возможно все.