Миссия полковника Карпова. История человека, который командовал Гагариным
В 2026 году человечество отметит 65-летие покорения космического пространства. По вполне понятным политическим причинам, на Западе не слишком охотно вспоминают, представителем какой страны был первый землянин, вышедший на орбиту.
Те, которые в тени
Сам Юрий Гагарин всегда говорил, что его полет стал возможен благодаря огромному количеству людей, чьи имена остались в тени.
Сегодня, помимо Гагарина и его дублера Германа Титова, в числе тех, кто стоял за полетом «Востока», уверенно вспоминают только Сергея Королева. Генерала Каманина, которого называли шефом отряда космонавтов, называют лишь единицы. А об остальных вспоминают, пожалуй, лишь историки космонавтики.
19 февраля 1921 года родился человек, которому судьбой было уготовано стать организатором и первым руководителям подразделения со скромным названием в/ч 26266 — Центра подготовки космонавтов.
Под грифом «секретно»
Евгений Анатольевич Карпов прожил очень интересную жизнь, но даже сегодня многие ее вехи остаются под грифом «секретно».
Уроженец села Казацкое Киевской губернии решил идти по стопам отца, который работал врачом. Но Женю тянуло одновременно и к военной службе, так что неудивительно, что он стал курсантом Военно-медицинской академии РККА.
Когда началась Великая Отечественная война, подготовка велась ускоренным темпом. Молодого офицера Карпова определили в Авиацию дальнего действия. Специфика предполагала длительные полеты на больших высотах, и медикам приходилось заниматься не только текущей работой, но и научной деятельностью.
Значение Авиации дальнего действия после разгрома Германии только росло. Бывшие союзники американцы, получив атомную бомбу, строили планы ударов по СССР. Пока ученые реализовывали «атомный проект», авиационные медики разрабатывали методики подготовки пилотов, которым предстояло наносить ответный удар.
В биографии Евгения Карпова почти полтора десятка лет до начала космической эры описаны как «научная деятельность». В действительности он возглавлял отдел Института авиационной медицины, где проводились эксперименты с участием испытателей.
Большой отбор
Когда в 1959 году идея о полете человека в космос в СССР перешла в практическую фазу, кандидатов в космонавты решено было искать среди военных летчиков. Карпова, чьи работы были наиболее близки к новой теме, включили в отборочную комиссию.
Первичный отбор по анкетам определил 3461 кандидата, из которых определили 347 самых перспективных. Путевку на медкомиссию из них получили 206, но доехали до нее только 154 — остальные по разным причинам передумали.
Из этих 154 медики сочли годными только 29, а в первый отряд космонавтов включили 20.
Начальник Центра, которого нет
Однако титаническая работа полковника медицинской службы Карпова только начиналась. В один прекрасный день ему объявили: «Вы назначаетесь начальником Центра подготовки космонавтов!»
Вот только никакого центра не было, не было методик, не было даже понимания, с какой стороны подходить к вопросу. Да что там говорить — не было даже места, где должен был появиться Центр.
Те, кто работал тогда с полковником Карповым, вспоминают: всё начиналось с того, что начальник ЦПК ездил по Подмосковью, рассматривая возможные площадки.
Когда определили место, где потом появится Звездный городок, у Карпова начались новые заботы: он метался из организации в организацию, утверждая планы строительства, добиваясь выделения техники и стройматериалов.
Сетовать на обстоятельства тогда было не принято — нужно было делать дело. И полковник Карпов задачу выполнил.
40-летний «батя»
Для молодых летчиков, которым еще только предстояло войти в историю, он был «батей». Но вообще-то «бате» в тот момент не было и сорока.
Карпов был одной из центральных фигур при подготовке к первому полету человека в космос. И его слово при окончательном выборе было одним из ключевых.
При этом журналист Ярослав Голованов, одним из первых начавший писать в нашей стране об освоении космоса, утверждал, что фаворитом Карпова был вовсе не Гагарин и не Титов, а третий претендент, Григорий Нелюбов, чья судьба впоследствии сложилась трагически.
Титов мог обойти Гагарина из-за веса
Сам первый начальник ЦПК об этом практически не рассказывал. Лишь в 1986 году, к 25-летию полета Гагарина, он сделал небольшую запись воспоминаний. В ней он пояснил, что специалисты Центра за полтора месяца до полета указали на Гагарина и Титова как на абсолютно равноценных претендентов.
А за полторы недели до старта, по словам Карпова, чаша весов склонилась в сторону Титова: «Предполетные проверки в МИКе выяснили, что характеристики и весовые элементы не только исчерпаны, но и превышены. Начался поиск: где найти вес, который можно снять. Сергей Павлович предупредил, что ему стало известно, что Титов более чем на 4 кг легче Гагарина. Если он не найдет, что снять с борта, то воспользуется этим обстоятельством».
Но в итоге Королев решил проблему, и комиссия отдала предпочтение Гагарину. Карпов не скрывал — Титов остро переживал этот поворот событий.
«У многих баллы были выше, чем у Гагарина»
«Надо сказать, к чести Титова, он, выслушав без энтузиазма о его назначении дублером, и, конечно, с потухшим взором, сказал каким-то севшим голосом, вовсе не веря в то, что Гагарину понадобится его помощь, что придет ему на смену», — вспоминал первый начальник ЦПК.
А вот еще одно важное свидетельство: «У многих из этой авангардной шестерки по отдельным показателям уровни и баллы были гораздо выше, чем у Гагарина. Скажем, на центрифуге, конечно, несравненно сильнее были Быковский и Николаев. Много было других параметров, которые учитывались. Но был один параметр, который всегда оставался на стороне Гагарина – это его доброе отношение к людям».
Орден Ленина с последующим смещением
В апреле 1961 года полковник Карпов был с Гагариным и Титовым почти неотлучно. Вместе с группой медиков он находился в домике, где проводили космонавты ночь перед стартом, отслеживал все этапы утренней подготовки, контролировал облачение в скафандры и провожал до ракеты.
Так он провожал не только Гагарина, а еще троих — Титова, Николаева и Поповича.
После успеха первого полета человека в космос Евгения Карпова отметили орденом Ленина. А спустя два года сместили с должности, заменив Дважды Героем Советского Союза генералом Одинцовым.
Наверху посчитали, что Центр подготовки космонавтов стал слишком серьезной организацией для того, чтобы ей руководил скромный полковник медицинской службы.
Карпову спустя три года всё-таки присвоили давно заслуженное им звание генерал-майора.
Дальше — тишина
Евгений Анатольевич продолжал заниматься научной деятельностью, в 1970-х отойдя от космоса и переключившись на гражданскую авиацию. Впрочем, в 1978 году ему пришлось выйти на пенсию — сторонившегося интриг Карпова попросту вытеснили охотники до высоких должностей.
Первый начальник Центра подготовки космонавтов умер в мае 1990 года. Стране, погружавшейся в хаос, почти не было дела до одного из пионеров космонавтики. Хотя члены первого отряда любили и уважали «батю», но на его похоронах никого из покорителей космоса не оказалось. Дела, рутина, обстоятельства...