"Картина плачевная": ЕС уже не тот, что прежде. Кризис сведет его в могилу
Европа попала в ловушку: экономический застой подрывает политическую стабильность и не дает правительствам принять меры для спасения экономики, пишет TEC. Итоги 2025 года неутешительны: старая Европа буксует, разрываясь между расходами на оборону и "социалку". Все это говорит о том, что ЕС утратил руководящую роль в масштабах континента.
Рост ВВП половины стран ЕС составляет менее 1%, и ничто не предвещает никаких улучшений.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Порой кажется и вовсе тщетным бить тревогу из-за прескверного состояния европейской экономики. С каждой новой статьей на эту тему перед глазами встает картина завязшего в грязи автомобиля, который неуклонно тонет все глубже, а водитель не предпринимает никаких попыток выбраться.
"Вероятность велика": символы России вернутся на международные соревнования
Данные по европейскому ВВП за четвертый квартал 2025 года наглядно это показывают. Я надеялся, что последняя половина 2025 года окажется сильнее в экономическом смысле, но, судя по тем 18 странам, по чьему ВВП Евростат успел отчитаться, ЕС забуксовал — и притом основательно.
- В прошлом году в половине из 18 стран темпы роста ВВП с поправкой на инфляцию оказались ниже 1%.
- Если не учитывать Ирландию, чья экономика сильно колеблется, словно на ранних этапах индустриализации, то лишь в трех странах экономический рост превысил 3%.
- В целом по ЕС этот показатель составил 1,6%, а в еврозоне — и того ниже, 1,5%.
Позвольте мне первым же признать утешительные моменты. Один из них — это что нынешний темп экономического роста в ЕС превысил таковой в 2023 году (0,5%) и 2024 году (1%). Но, как говорится, недолго музыка играла. Если разбить цифры по кварталам, картина снова мрачнеет.
За последние три года Европейский союз пережил пиковый период экономического цикла. Сам пик минул год назад, когда экономика союза из 27 стран выросла на 1,7%. С тех пор рост ВВП постепенно замедляется — причем по схеме, характерной для экономики на пути к рецессии.
Учитывая, что эти цифры относятся к "фазе роста" делового цикла, мысль о надвигающейся рецессии вызывает неподдельный ужас. Стагнация экономики — это головная боль не только ученых и статистиков казначейства. Эта проблема сулит самые серьезные последствия для работающих семей, чьи карьерные возможности тают из-за роста безработицы; предпринимателей, чей бизнес упирается в стену из-за застоя потребительских расходов; и, наконец, для политиков, которые отчаянно пытаются сбалансировать государственный бюджет.
От последнего пункта отмахиваться не стоит. Наоборот: чем жестче будут налогово-бюджетные условия, тем вероятнее следующие трудности:
- Неразрешимое противоречие между расходами на оборону и социальное обеспечение государства;
- Обострение политической напряженности из-за повышения налогов и сокращения бюджетных расходов.
Иными словами, застой в экономике усугубляет политическую недееспособность Европы. Это подпитывает политическую хворь, уже одолевающую страны, чьи правительства отчаянно пытаются поставить заслон консервативным партиям. В ближайшем будущем эта участь ждет все больше государств, поскольку национальный консерватизм становится естественным народным ответом на стремительно ухудшающийся политический ландшафт Европы.
Но чем сильнее экономический застой, тем острее перед правительством встают невыполнимые бюджетные требования. Эта напряженность добавляет еще один конфликтный уровень в и без того затруднительное государственное управление.
Результат этого стечения недугов — страшная "Уловка-22" (ставшее крылатым название романа Джозефа Хеллнера обозначает безысходную, парадоксальную ситуацию, когда человек попадает в ловушку из-за взаимно противоречивых условий или правил, делающих логичные и целесообразные действия невозможными, — прим. ИноСМИ):
- С одной стороны, застой в экономике усугубляет политический разлад Европы.
- С другой, политический разлад не позволяет правительствам нащупать выход из экономической стагнации.
Учитывая все это, нельзя не признать, что есть и положительные моменты. Не все страны ЕС находятся в одинаково плачевном состоянии. У горстки из них дела действительно идут неплохо: так, экономика Кипра росла за последние три года более чем на 3%. В 2024 и 2025 годах экспорт острова рос впечатляющими темпами, а накопление капитала увеличилось с 2023 по 2025 год более чем на 32%. При этом частное потребление росло на 3,5-6% в год.
От этих впечатляющих показателей лишь немногим отстает Болгария, чьи предприятия с 2023 года наращивают инвестиции (то есть накопление капитала) со скоростью 7% в год с поправкой на инфляцию. Что характерно, это предшествовало вступлению Болгарии в еврозону. В таком случае возможна обратная реакция, как только последствия застоя в еврозоне дадут о себе знать. Однако пока этого не произошло, мы должны поздравить болгарские семьи с увеличением их личных расходов на 4,9% в 2024 году и на целых 8,2% в 2025 году (все цифры, опять же, скорректированы с учетом инфляции).
Третья страна, чей ВВП вырос в 2025 году более чем на 3%, — Польша. Экономика Польши демонстрирует сбалансированную динамику: экспорт растет на 5% в год, а потребительские расходы постепенно увеличиваются (на 3,5% в прошлом году).
На противоположном конце шкалы оказались Швеция и Германия. Хотя в прошлом году шведской экономике удалось вырасти на 1,7%, она полностью ориентирована на экспорт. И не похоже, чтобы предприятия испытывали особый оптимизм: после роста в 0,3% в 2023 году и 0,1% в 2024 году, в прошлом году они выросли на вялый 1%. Потребительские расходы также удручают: они выросли в 2025 году всего на 1,5%.
Однако главной проблемой стала Германия. С какой стороны ни зайди, а картина в крупнейшей экономике Европы одинаково плачевная.
В третьем квартале 2025 года предприятия инвестировали в экономику Германии в фиксированных ценах на 7,1 миллиарда евро меньше, чем в первом квартале 2023 года. Таким образом падение за три года составило 4,3%.
Если бы с 2023 года инвестиции в бизнес в Германии росли столь же впечатляющими темпами, как в Польше, то за последние три года капитала бы удалось привлечь примерно на 126 миллиардов евро больше.
Сейчас много говорится о сплоченной Европе, однако экономические показатели континента указывают в прямо противоположном направлении. И мало одних неблагополучных национальных правительств — от Брюсселя также не стоит ждать никакой помощи. Несмотря на громкие уверения в обратном, ЕС утратил руководящую роль в масштабах континента, возложенную на него при создании Европейского союза.
Свен Ларсон — доктор философии, работал штатным экономистом в аналитических центрах и консультантом политических кампаний, автор ряда научных статей и книг. Изучает государство всеобщего благосостояния — то, как оно приводит к экономической стагнации, и какие реформы необходимы для смягчения последствий деятельности "большого правительства" (популярный в американской политэкономии термин подразумевает разрастание федерального правительства и расширение его функций, ведущее к повышению налогов и увеличению государственных расходов, — прим. ИноСМИ).