Как жили немцы в ГДР на самом деле
Германская Демократическая Республика исчезла с карты мира более тридцати лет назад, но до сих пор живёт в коллективной памяти. Для СССР она была самым близким и «почти своим» союзником, форпостом в Европе. Сегодня феномен «остальгии» — тоски по ГДР — остаётся не политическим, а глубоко личным и культурным явлением для миллионов немцев.
Ностальгия по вкусу: «Красная шапочка» и синие галстуки
«Остальгия» живёт в бытовых деталях. В Германии до сих пор существуют интернет-магазины, торгующие продуктами с маркировкой «Сделано в ГДР». Хитами продаж остаются игристое вино «Красная шапочка», баутценская горчица, напиток ClubCola и шпревальдские огурчики. Работают музеи и даже отели, воссоздающие атмосферу гэдээровского быта.
Этот феномен проникает и в мировоззрение: по данным социологов, около 40% молодых немцев, чьи родители выросли в ГДР, не считают её диктатурой. Особая ностальгическая ниша — синие пионерские галстуки. Для советских детей они были предметом вожделения и символом особой, «западной» крутизны их восточногерманских сверстников — «тельмановцев».
Культурный мост: индейцы с «ДЕФА» и Ади в трико
ГДР подарила СССР целый планет культовой массовой культуры. Прежде всего — эпоху «индейских» вестернов студии «ДЕФА»: «Сыновья Большой Медведицы», «Чингачгук — Большой Змей», «След Сокола». Эти фильмы породили в советских дворах настоящий культ, мальчишки с луками наперевес разыгрывали сцены из них. Иронично, но в США эти ленты сочли «эрзац-вестернами», а американские спецслужбы даже заподозрили фильм в подстрекательстве к «Индейской революции».
Не менее любимой была и телепередача «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!» с неутомимым тренером Ади (Ади), который заряжал целые поколения советских и восточногерманских зрителей любовью к физкультуре.
Трабант и мотоциклы
Как это ни странно, но в ГДР ехали, чтобы купить советские машины. «Волгу» здесь можно было приобрести за куда более приемлемую цену, чем в Союзе.
Самым известным автомобилем ГДР был «Трабант», малолитражка, которая выпускалась как «народная машина».
Широкого распространения за границей она не получила, однако Трус и Бывалый в «Комедии давно минувших дней» ездят как раз на «Трабанте».
Остов «Трабанта» был обычным, из стальных штамповок, а вот навесные декоративные панели были сделаны из так называемого «дуропласта» — материала на основе фенолформальдегидной смолы (фенопласта) с наполнителем из отходов (очёсов) хлопкового производства, что было сделано для экономии стального листа, бывшего в те годы в дефиците. Машину называли мотоциклом с общим шлемом, но народную любовь она, тем не менее, стяжала.
Кроме автомобилей и автобусов, выпускались в ГДР также мотоциклы и мотороллеры таких марок как Simson, MZ, IWL, EMW. Для советских байкеров это были заветные марки.
Спорт
Спорт в ГДР был на подъеме. За годы существования республики восточногерманские спортсмены завоевали 409 олимпийских медалей на летних Олимпийских играх и 110 медалей на зимних Олимпийских играх. Больше всего медалей было завоёвано в соревнованиях по лёгкой атлетике, плаванию и академической гребле.
Главной спортивной звездой ГДР была фигуристка Катарина Витт. Её популярность была беспрецедентной. Витт любили по обе стороны берлинской стены, за её выступлениями следили в СССР.
Для советских людей Катарина Витт была воплощением той свободной жизни, которой может жить женщина социалистического государства. Фигуристка была «визитной карточкой» ГДР, ей приходилось постоянно фотографироваться вместе Эрихом Хонеккером, за ней неусыпно следили спецслужбы, но «жертвой режима» она себя точно не чувствовала. Однако в 1988 году, когда «скрепы» стали ослабляться, Катарина заключила контракт с американским балетом на льду Holiday on Ice.
В 1998 году Витт снялась для Playboy. Тираж буквально смели. Такое в истории мужского журнала только однажды, когда на обложке была Мэрилин Монро.
Ассортимент
В бытовом плане жизнь в ГДР была «улучшенной версией» жизни в Советском Союзе. Несмотря на то, что сегодня принято писать про то, как плохо в ГДР жилось по сравнению с ФРГ, жизнь в ГДР была стабильной, а ассортимент продуктов и продуктов массового потребления — широким. Конечно, вещи из ГДР массово везли в СССР.
Это были чулки из дедерона, джинсы, пластинки с записями «битлов», модные мокасины, часы «Рула», фотоаппараты, фотопленка, а также товары из сети магазинов «Интершоп», где за марки можно было купить вещи из капиталистических стран. Всё это дело упаковывалось в чемоданы «ГроссГермания», которые за их габариты называли «смерть носильщика».
Перебежчики
Не станем, однако, идеализировать жизнь в ГДР. Ещё до постройки Берлинской стены, до 1961 года, в Западную Германию бежали больше трех миллионов восточных немцев.
Первым человеком, которого застрелили при попытке перебраться через Берлинскую стену с востока на запад, стал Гюнтер Литфин, член запрещённого в ГДР Христианско-демократического союза.
Он был застрелен 24 августа 1961 года. Всего при попытке пересечения стены было убито 136 человек.
Бежали на Запад даже сами охранники стены. За два года, пока на воротах не были установлены замки, которые могли открыть только несколько человек, границу перешли 1300 гэдээровских солдат.
Всего за время существования ГДР на Запад сбежали примерно 5000 человек.