Кирилл Царев, «Сбер»: даже при снижении ставки депозиты долго будут привлекательны
По мнению топ-менеджера «Сбера», снижение ключевой ставки не окажет драматического влияния и на рынок кредитования
Какими темпами будут снижаться депозитные ставки? Будет ли оживление кредитования? И какие технологические новинки банки будут внедрять в ближайшем будущем? Эти и другие вопросы на полях ПМЭФ-2025 обсудили главный редактор Бизнес ФМ Илья Копелевич и первый заместитель председателя правления «Сбера» Кирилл Царев.
Кирилл Царев: Да. Я думаю, что по-прежнему депозит остается весьма привлекательным инструментом по одной простой причине: реальные процентные ставки положительные, с высокой премией к инфляции. Поэтому мы, я думаю, еще долгий период времени даже при снижении ставки будем видеть привлекательные сберегательные модели. Я считаю, что будет какое-то снижение ставок, но при этом в текущем режиме депозиты будут оставаться одним из наиболее привлекательных инструментов.
Предполагаю, что в определенный момент времени часть клиентов снова начнет чуть больше смотреть на рынок ценных бумаг. На мой взгляд, это цикличный процесс, мы его видели не один и не два раза. Но пока ставки существенно не снизятся и не уйдет существенная премия к инфляции, я думаю, что большая часть клиентов будет все-таки в депозитах и в сберегательной модели.
Если мы в какой-то момент времени увидим не большую премию, тогда часть клиентов снова начнет переходить в инвестиции, брокерские счета, и на наших с вами встречах снова будет звучать вопрос, который звучал два или три года назад, до этого лет пять назад, о том, не заканчивается ли депозитный бизнес, не уходят ли все клиенты в инвестиции. Поэтому мне кажется, что это совершенно нормальное явление, когда клиенты выбирают исходя из того, какие есть инструменты, но когда высокая ставка по депозиту…
Кирилл Царев: Так как мы сейчас ставки снизили, у нас есть сегодня возможность получить по 22,5-23% в зависимости от первоначального взноса. Но все равно это довольно высокие ставки, поэтому с точки зрения рынка ипотечного кредитования, естественно, основной локомотив, который поддерживает этот рынок, — это госпрограмма.
В ближайшее время это так и останется, пока мы будем находиться на ставках больше 20%. По мере того, как они будут снижаться, конечно, какой-то дополнительный спрос будет появляться, но я думаю, что этот прирост будет минимальным относительно текущего объема. Фактически сейчас мы видим, что по всему потребительскому кредитованию портфель вырастает только за счет ипотеки, прежде всего за счет государственной ипотеки.
Если мы посмотрим на чистое потребкредитование, то оно сокращается. Год к году и темпы выдачи меньше, и мы видим амортизацию портфеля. Портфель потребительского кредитования сокращается, это текущая объективная ситуация. Там ставки еще выше, потому что риск выше, чем в ипотеке, ставки выше 25%. В ближайшее время снижение на один, два или три процентных пункта вряд ли изменит драматически ситуацию.
С другой стороны, можно, наверное, говорить, что мы находимся на каком-то флэте, дне — как угодно можно называть. То есть этот рынок еще сильнее сокращаться не должен с точки зрения выдачи. С точки зрения портфеля он еще будет какое-то время потенциально, может быть, даже немного уменьшаться, потому что для его стабилизации необходимо объем выдачи несколько увеличить. Сейчас, если будет происходить снижение ставок в целом на рынке — и по депозитам, и по кредитам, мы определенное оживление можем увидеть, но, еще раз подчеркиваю, никакого всплеска, драматического прироста и так далее на текущих уровнях ставок мы не ждем.
Кирилл Царев: А это покажет время. Я думаю, задача — предложить пользователям разные варианты удовлетворения их потребностей. Если окажется, что клиентам так удобнее — мы увидим с вами большое количество пользователей, которые будут совершать эти транзакции. Просто сейчас, мне кажется, мы видим конкуренцию разных идей. Идет строительство экосистем, развитие e-com, финтехов. Нам сегодня предлагают купить билеты на самолет в банковских приложениях. Все хотят быть самой последней милей для клиента, предоставляя услуги свои и чужие под капотом.
Пользователь в итоге в любом случае выиграет, потому что ему предлагается выбор и предлагаются совершенно разные форматы. Вот мы с вами обсуждали биометрию, и вы вспомнили, что вы — консерватор. Здесь, я думаю, ситуация тоже будет выглядеть следующим образом. Каким-то клиентам понравится этим пользоваться через мессенджер, кто-то захочет это видеть в классических приложениях.
Например, когда мы меняем какие-то интерфейсы или добавляем какие-то опции в наше мобильное приложение — по части клиентов мы сталкиваемся в том числе с критикой. И здесь хорошо, что есть такая возможность — посмотреть на это глазами, например, такого суперапа. Построить из этого российский WeChat. И если это будет работать — прекрасно, пользователи оценят и будут пользоваться. Возможно, кто-то скажет, что он хочет по-другому — и будет пользоваться какими-то другими сервисами. Кто-то захочет, чтобы все было раздельно. Кто-то скажет: «Соберите мне все в одном месте».
Поэтому здорово, что все эти идеи есть в России. Россия сегодня является одной из вообще уникальных стран, где уровень технологического развития соответствует высокому уровню. Где-то — передовой. А где-то — находимся в топе лидеров.