Гендерная политика в России становится все более консервативной
Гендерная политика в России, стране самой ранней «сексуальной революции» 1917 года, с каждым годом становится все более консервативной.
Если говорить о современности, то более четверти века прошло со времени проведения IV Всемирной конференции ООН по положению женщин. Значение Пекинской конференции заключается в том, что она стала своеобразным итогом в понимании тендерного равенства и важным этапом в формировании мировой повестки по этому вопросу.
Государства взяли на себя обязательства принимать меры против нарушения этих прав и свобод, а также содействовать устранению всех препятствий на пути достижения тендерного равенства.
При том, что равноправие женщин и мужчин оценивается как условие обеспечения социальной справедливости, но не трактуется как схожесть или тождественность женщин с мужчинами.
Однако в последние годы ситуация несколько изменилась. На лицо усиление акцентов на материнской роли женщин и снижение значимости их социальных ролей.
Эту двойственность в полной мере демонстрирует Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017—2022 гг., утвержденная еще в годы премьерства Медведева. В нем утверждается, что в обществе «наиболее значимыми социальными ролями женщины признаются роли домохозяйки и матери, а профессиональные и карьерные достижения остаются второстепенными».
Различные меры «по укреплению позиций женщин» привязываются к идее помощи женщине-матери: увеличение материнского капитала, создание благоприятных условий для совмещения семейных обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью, повышение качества медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и т. п.
Конечно, для российских женщин материнство является значимой ценностью и его поддержка со стороны государства чрезвычайно важна.
Нисколько не отрицая необходимости такой поддержки, многие социально активные женщины полагают сведение всей социальной политики только к данной проблеме неправильным.
В РФ женщины составляют более половины занятых на рынке труда, где они сталкиваются с проявлением дискриминационных практик: неравной оплатой труда, препятствиями на пути карьеры, трудностями сочетания профессиональной и семейной (материнской) жизни.
Нередко в основе этих феноменов лежат традиционные гендерные стереотипы. В новой государственной стратегии не запланированы меры по обеспечению равных условий на рынке труда или повышению роли женщин в политической сфере.
Недостаточно внимания уделено решению проблемы преодоления насилия в отношении женщин, которая стала в последнее время весьма значимой.
Вопрос о гендерном равенстве — не частное дело группы некоторых озабоченных женщин. Мир развивается в этом направлении и даже если отвлечься от гуманистических ценностей и обратиться к утилитаризму, то и там мы найдем доказательства необходимости соблюдения гендерного равенства, например в экономике.
И тут нельзя не вспомнить Клару Цеткин, которая предложила праздновать 8 марта международный женский день: «если люди молчат, то наша обязанность поднять свой голос в защиту наших идеалов».