Больше не первые. Профессор Абанкина объяснила, как китайцы обошли вузы США
Гарвардский университет впервые опустился на третье место в международном рейтинге по продуктивности научных исследований. Первые два — у китайских вузов — Чжэцзянского и Шанхайского университетов. Еще шесть китайских вузов вошли в топ-10, куда также затесался Университет Торонто наряду с Гарвардом как единственные некитайские. Таковы данные последнего Лейденского рейтинга, который составляется Центром изучения науки и технологий Лейденского университета в Нидерландах и считается очень авторитетным в мире.
Как китайцам удалось осуществить прорыв и вытеснить из первой десятки лучших почти все американские университеты, aif.ru рассказала профессор, главный научный сотрудник Института образования НИУ «ВШЭ» Ирина Абанкина.
Вложились по полной
Первая причина прорыва сразу многих китайских вузов на международной арене — это беспрецедентная господдержка.
«За последние годы китайцы реализовали две очень масштабные программы поддержки университетов — "Первый" и потом "Дважды первый", — объяснила эксперт. — Они охватили ими до 800 университетов. Государство поддерживало в том числе программы высокого уровня — аспирантуру, магистратуру, докторантуру. Средства выделялись на научные исследования, привлечение на работу в китайские университеты ученых с мировым именем либо возвращение своих, которые работали в американских университетах, и предоставляли им руководство научными коллективами, увеличение числа научных публикаций во всех ведущих международных журналах. Еще одна волна поддержки была направлена на лидеров, усиление позиции ведущих университетов, их партнерств. И все это дало результаты».
Также, помимо прямой господдержки, университетам предоставили широкие возможности для кредитования. «Поэтому вузы смогли обновить кампусы, лаборатории, закупить оборудование, — продолжает эксперт. — Да, многие имеют очень большие затруднения в возврате кредитов, где-то они были реструктурированы, где-то у банков остаются серьезные проблемы. Но это проблемы банков, а не государства и не университетов. Очень много университетов обновились».
Однако и это еще не все. По словам Абанкиной, китайские вузы многие годы направляли до 30% студентов учиться в американские университеты, в первую очередь, по естественно-научным направлениям, математике. Им оплачивали обучение с тем, чтобы студенты потом возвращались на родину и преподавали, возглавляли научные коллективы, кафедры, институты. Тем более что китайцы зачастую получали в американских университетах не только знания, но и преподавательский опыт, выигрывая конкурсы на преподавательские должности в ведущих университетах, включая в первую очередь университеты «Лиги плюща» (восемь самых престижных и старейших частных университетов на северо-востоке США, где дают самое элитное образование, в том числе Гарвард, Принстон, Йель, Колумбийский и другие). И, действительно, потом многие из них вернулись в Китай.
Европейцы устояли, американцы ушли
А что произошло с другими известными университетами?
«Могу сослаться на работу профессора Евгения Всеволодовича Балацкого, в которой он проанализировал все рейтинги вузов по трем группам стран — американские университеты, европейские и другие, — говорит эксперт. — И показал, кто теряет позиции, а кто — приобретает. Так вот, европейские университеты, которые занимают около трети во всех международных рейтингах, в целом свои позиции сохраняют. Больше половины мест в рейтингах до 2010 года занимали американские университеты, однако к 2020 году их доля сократилась до трети. Их места заняли университеты Тихоокеанского региона, прежде всего, Китай, Гонконг и Южная Корея. Иногда в сотню лучших попадает наш МГУ».
Трамп против Гарварда
Также Ирина Абанкина называет еще одну важную тенденцию, которая подкосила позиции ведущих американских вузов: «Это политика Трампа, направленная на подрыв научных исследований, сокращение госфинансирования, в первую очередь Гарвардскому университету и другим ведущим, из-за тех или иных политических разногласий. Гарвард даже судился по этому поводу, что нанесло ему колоссальный репутационный ущерб. Кроме того, были проблемы с продлением виз китайским студентам в американских вузах и другие, что тоже не лучшим образом повлияло на репутацию и позиции университетов США».
По мнению эксперта, не стоит забывать и об ущербе, нанесенном пандемией, когда многие университеты вынуждены были перейти на онлайн-программы, кто-то так и не смог вернуться к полноценному очному обучению.
«И когда на этот спад после пандемии пришлась политика Трампа, это нанесло двойной негативный удар по американским университетам. И они, конечно, потеряли в рейтингах за счет и научных исследований, и сокращения доли иностранных студентов в магистратуре и аспирантуре (а это всегда учитывают рейтинги). Так что позиции китайских вузов — это закономерный и отнюдь не случайный результат, в достижении которого немалую роль сыграла и открытость университетов Китая и Гонконга к партнерству, привлечению иностранных студентов, которым выделяются гранты и стипендии на изучение китайского языка для освоения программ в китайских вузах.
Плюс к этому распространение китайского языка по всему миру как "мягкой силы"», — заключает Ирина Абанкина.