От прошлого - ни следа: как живут сектанты, у которых ищут пропавших сестер
Эксклюзивное расследование РЕН ТВ о резонансном исчезновении двух сестер в Петербурге привело съемочную групп в закрытую общину с дурной славой и говорящем о многом названием "Царская Империя". Ее адептом в последние годы была мать девочек. Это не первый раз, когда наша съемочная группа проникает в эту организацию, чей так называемый "духовный лидер" уже год находится под следствием. Но почему его дело живет, выяснил корреспондент Игорь Капориков. Подробнее – в сюжете РЕН ТВ.
Деревня Айбаши с виду обычная глубинка. Но за глухими заборами спрятана закрытая община со своими правилами, своей иерархией и своим "царём". Именно здесь могут оказаться сестренки Жвалевы из Санкт-Петербурга.
Наша съемочная группа здесь не впервые. И уже традиционно нас встречают бородатые старцы. В гости не зовут. Женщины в монашеских одеяниях снимают журналистов на телефоны. Контроль – тотальный.
Журналисты попытались попасть в один из домов. Таблички, камеры, предупреждения. Внутри две комнаты, крошечные кельи. Спрашиваем о Жвалевых.
"В субботу что-то говорили, мы же не знаем, не общались давно. Сколько мы здесь живем – год", – заявила член общины Дорофея.
Дорофея приехала за "благодатью", наслушавшись лекций "царя" в интернете. Продала имущество. Сожгла документы. От прошлого – ни следа. Только вера и община. Интервью длится всего пару минут. Потом нас буквально выталкивают на улицу, бросаются на камеру. О сестрах – ни слова: не видели, не знаем.
Марине – 18, Ирине – 11. В начале недели они вышли из дома в Петербурге и до школы не дошли. Последний контакт – встреча с матерью, адептом "царя". Дальше – тишина, телефоны выключены.
"Я заявил в полицию, они прислали довольно быстро видео, где там с женщиной, похожей на их мать, я уже понял, да, что, видимо, их забрали и куда-то увезли", – отметил отец пропавших девочек Александр Жвалев.
Позже в Интернете появляется видео. Девочки по бумажке читают: "Это наш выбор". Рядом их мать Анна. Она уже не впервые пытается втянуть дочерей в веру в "царя". Но кто он этот духовный лидер?
Это Леонид Власов, он же Зосима. В определенных кругах – "Патриарх" и "Царь", еще "посланник Божий", в других – человек с тяжелым криминальным прошлым. За плечами самопровозглашённого "святого" – судимости за тяжкие преступления. Выйдя на свободу, Власов понял, что власть над душами приносит куда больше дивидендов, чем обычный криминал.
"Самозванцев полно, но даже среди всех этих самозванцев он все-таки стал достаточно заметным, потому что он прогласил себя в конечном итоге и епископом, и патриархом", – заявил профессор религиоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин.
В прошлом году по "империи" был нанесен удар. Силовики задержали Власова и его окружение. Обвинения серьезные: пропаганда терроризма, создание организации, посягающей на права граждан.
Казалось бы, голова гидры отсечена. Но фокус в том, что Власов уже год находится под следствием, суд идет, но система, созданная им, продолжает функционировать как часы. Даже из СИЗО "царь" умудряется удерживать паству в страхе и повиновении.
"У него есть секта, ну, свои группки в Волгоградской области, в Рязанской области, то есть фактически более чем в 30 субъектах Российской Федерации ему удалось найти этих людей", - заявил судебный эксперт-религиовед, эксперт комитета Государственной Думы РФ по развитию гражданского общества Игорь Иванишко.
Организационно ликвидировать такие общины сложно: если нет официального признания экстремистской организации или конкретных решений суда по каждому конкретному эпизоду, механизмы вмешательства ограничены.
И пока лидер за решеткой, его последователи продолжают расширяться – занимают новые посёлки в Ульяновской области. Главные заложники – дети. Им запрещают ходить в школу, общаться со сверстниками, обращаться к врачам. Их учат служить. Поклоняться. Но не Богу, а самозванцу.
РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям