Призвание – пивовар
Друзья Эдуард Разумов и Дмитрий Микульский открыли первую в Рыбинске крафтовую пивоварню. Рассказываем вдохновляющую историю о том, как после сорока можно бросить нелюбимую работу и посвятить себя своей мечте Опыты на кухне
У Эдуарда Разумова два диплома – техника-электронщика и специалиста в сфере туризма. Однако в жизни ни один из них особо не пригодился. Рыбинец изучал иностранные языки, пробовал себя в сфере строительства.
— И вроде бы все получалось, но я чувствовал, что это не мое. Пока семь лет назад не увидел ролик о том, как люди варят домашнее пиво, — вспоминает нынешний шеф-пивовар. — Потом эти видео словно посыпались на меня: второй, третий, пятый… Заинтересовался, вдохновился. И, наконец, пришел тот день, когда я купил сырье и сварил свое первое пиво. Прямо дома, в кастрюле. Было много грязи, вокруг все мокрое и липкое… Сейчас я понимаю: в том пиве было много недостатков, но тогда оно казалось мне божественным. Друзьям Эдуарда тоже понравилось, и для него это стало стимулом варить дальше. И он варил, и варил, и варил. Половину, правда, выливал. Неудач, признается пивовар, было немало.
— Но не бросал. Совершенствовался, экспериментировал, знания черпал в интернете. Подписался на известных пивоваров, со многими из них переписывался, и они охотно делились информацией, — рассказывает предприниматель.
Пивоварение захватило его, стало любимым делом, настоящей страстью. Однако все еще не спешило превращаться в профессию или бизнес.
— Помимо очевидной стороны процесса – солод, хмель, подготовка воды, есть невидимая, нормативно-правовая, сторона: бухгалтерия, разрешения, акцизы… Для меня это темный лес, преграда, которая останавливала заняться пивоварением профессионально. А в голове крутилась мысль: вот бы встретить человека – такого же, как я, ищущего себя в своем любимом деле!
И однажды такой человек действительно встретился. То ли вселенная услышала, то ли два увлеченных рыбинца просто не могли разминуться в небольшом городе. Одна команда
До встречи с Эдуардом Дмитрий Микульский занимался домашним вискиделанием. Так что при знакомстве у них сразу нашлись общие темы: процессы осахаривания солодов, поиск правильных ингредиентов – и мечты превратить хобби в дело жизни. Общение постепенно переросло в дружбу, а затем и в деловые отношения.
— Мы много собирались, обсуждали, строили планы, считали, мониторили рынок, побывали на разных пивоварнях, в том числе в других регионах страны, — говорит Эдуард. — И наконец твердо решили: надо рискнуть и открыть собственную пивоварню! Лучше потом жалеть о том, что сделали и не получилось, чем о том, что даже не попробовали.
За словом – дело. И полтора года назад друзья зарегистрировали ООО. Поскольку Дмитрий долгое время работал в торговле и в системах связи, он взял на себя все бюрократические вопросы, бухгалтерию и электротехническую сторону в организации производства.
Несмотря на то, что сейчас откровенно сложное время для стартапов в отрасли пивоварения (подорожало сырье, добавилось административных барьеров, с января ужесточились требования к производителям в системе маркировки «Честный знак», а с марта – ЕГАИС, системы, контролирующей алкогольную и спиртосодержащую продукцию), рыбинцы настроены решительно и полны энтузиазма. Говорят: работы не боимся и со всеми трудностями справимся. Глаза горят, руки делают
Первые трудности возникли уже на этапе подбора помещения.
— Недвижимости в Рыбинске вроде бы много, но ни одно помещение не подходило под наши критерии, а это определенный метраж, хороший ресурс по электричеству (порядка 80 киловатт), централизованное водоснабжение, мощная канализация и хорошее состояние здания, — объясняет Эдуард Разумов. — Бюджет у нас был сильно ограничен, и мы не потянули бы никаких глобальных реконструкций.
Поиски заняли год, пока в апреле 2025-го Дмитрий случайно не вышел на здание бывшей столовой на краю города. Помещение общепита идеально подходило под размещение пивоварни и небольшого магазинчика при ней.
— Подписали договор аренды, сразу заказали оборудование и начали ремонт. С майских праздников мы здесь живем, — смеется Дмитрий Микульский. — Практически весь ремонт делали своими руками. Красили стены специальной моющейся краской, делали разводку электричества, монтировали и подключали вентиляцию – все сами.
Чтобы запуститься, бизнесу потребовались заемные средства.
— Без кредитов никак. Промышленное оборудование стоит дорого, — отмечает Эдуард.
Сердце пивоварни – так называемый варочный порядок (внушительных размеров «кастрюля» из нержавейки) и ЦКТ – цилиндроконические танки (емкости, где пиво бродит и дозревает). Их здесь четыре, в каждом — свой сорт пива или эля.
— Оборудование решили покупать отечественное (хотя был вариант приобрести китайское), — говорит шеф-пивовар. — Нашли компанию в Йошкар-Оле, которая изготавливает все необходимое для пивоварен по индивидуальным параметрам, с нуля. Ждать пришлось полгода.
Наконец, в июне заветная фура из Марий-Эл приехала в Рыбинск.
— Оборудование габаритное. Чтобы завести его в помещение, пришлось разобрать застекленный фасад. Поднимали танки краном, и двадцать человек потом расставляли все на месте, — вспоминает Эдуард. — Сильно устали. Но были очень счастливы. Период ухаживания
Рабочий день в пивоварне начинается с семи, а то и с шести утра. А заканчивается в восемь вечера, но и потом пивовары остаются на связи, чтобы оперативно решать производственные вопросы.
— Цикл производства пива в зависимости от его сорта составляет 35-40 дней. Он включает несколько этапов: варку, брожение, созревание – так называемую лагеризацию, — говорит Разумов. — За плечами каждого успешного пивовара – история неудач и горького опыта. Невозможно добиться хорошего результата, не пройдя свой путь ошибок.
Шеф-пивовар часто повторяет: за пивом нужен уход. Для него это не просто напиток. Это живой организм, требующий внимания, заботы и, вероятно, большой любви.
— Каждое утро проверяю, не заболело ли пиво (оно может потемнеть, изменить свою органолептику, запах). В строго определенные дни произвожу слив дрожжей, чтобы избавиться от мертвых дрожжевых колоний. Все оборудование, которое соприкасается с линиями слива, нужно обязательно обработать дезраствором. Тонкостей очень много, — делится он. — И всякий раз – максимальная концентрация на процессе.
Если на крупных пивзаводах человеческий фактор практически исключен: там нет открытых трубопроводов и кранов, то в крафтовых пивоварнях многие процессы делаются вручную. И от этого возрастает ответственность работника на каждом этапе.
— Пивовар не имеет права на ошибку, — убежден Эдуард. — Проколы обходятся очень дорого во всех отношениях: потерянные финансы, нервы, время.
В погоне за мечтой
Совершенствоваться пивоварам помогают… сами рыбинцы, любители пенного напитка.
— В нашем небольшом городе есть настоящие ценители пива с развитым чувством вкуса. Они поездили по Европе, хорошо разбираются в вопросе, — говорит Эдуард Разумов. — К их мнению я прислушиваюсь, ориентируюсь на него. Некоторым я даже звоню, если в чем-то сомневаюсь: «Приезжай, попробуй, нужен совет».
Владельцы маленькой пивоварни отмечают: люди, узнав, что магазинчик при производстве – это не очередная разливайка и буквально за стенкой ребята сами варят пиво, искренне желают им удачи.
— Это мотивирует, — признаются друзья. — Мы в погоне за своей мечтой. Делаем то, что нам нравится, чтобы люди могли радоваться результатам нашего труда. В планах – развиваться, но главное – держать марку.