Bank of China перестала обрабатывать платежи в юанях от банков РФ из SDN-листа
Об этом «Ъ» рассказали несколько источников на финансовом рынке. При этом уточнили, что банк продолжит работу с неподсанкционными кредитными организациями. Business FM поговорила об этом с бизнесом
Российская дочка китайского Bank of China с 24 июня перестала обрабатывать платежи в юанях от российских банков, находящихся под санкциями Минфина США. Решение связано с опасениями вторичных санкций, пишет газета «Коммерсантъ». С остальными партнерами, которые не попали под ограничения Вашингтона, сотрудничество будет продолжено.
Bank of China — опорная расчетная кредитная организация для китайского бизнеса, госструктур и крупных российских компаний, отмечает «Эксперт РА». Банк занимает второе место по размеру активов среди дочерних структур банков Китая в России —около 600 млрд рублей на конец первого квартала 2024 года.
Business FM спросила у российских бизнесменов, работающих с Китаем, насколько чувствительна эта новость для них.
Алексей Рязанцев, российский бизнесмен, его компания закупает электронику в Китае
«Да, сегодня все чаты, которые занимаются бизнесом с Китаем, взорвала новость о том, что Bank of China приостанавливает платежи и расчеты с российскими крупными банками из SDN-листа. Но дело в том, что Bank of China в Китае непосредственно и как банк-корреспондент отклоняет платежи от российских банков вне зависимости в SDN-листе они или нет, уже, наверное, три месяца. Мы уже не посылаем платежи полтора-два месяца в Китай, если Bank of China корреспондент или получатель, потому что это бесполезно, такие платежи не проходят. Для кого такая новость, я думаю, что она рассчитана в первую очередь на Запад, что Китай, со своей стороны, ведя такую двойную игру, показывает, что они соблюдают санкции. Почему эта новость возникла сейчас, мне сложно сказать, наверно, есть к этому предпосылки. На прошлой неделе была другая новость, что Китай выделяет шесть банков в определенных провинциях, которые будут принимать платежи из России, за исключением санкционных товаров, как там декларировалось, невзирая на рекомендации западных партнеров и США. Крупнейшие не работают, мелкие работают, вот такая ситуация, это на 100% отражает позицию и политику Китая, которую они проводят на данный момент. Бизнесу не так важно, на какой банк отправлять платежи, нам важно, чтобы платежи проходили, сейчас с этим есть сложности».
Евгений Забелин, основатель компании E.N. Cars, одного из крупнейших импортеров электромобилей, гибридов и традиционных ДВС автомобилей из Китая.
«Bank of China, если мы говорим про китайский филиал, платежи уже не проходят давно, точнее они проходят, но рандомно, поэтому мы давно уже не пользуемся платежами из России напрямую в Китай, потому что нет ни одного нормального канала, по которому можно стабильно, точно платить в Китай, что ты знаешь, что мне нужно завтра заплатить, деньги точно уйдут и точно быстро дойдут, таких каналов в России больше нет. Что в Китае шесть банков заработали и стали принимать платежи в рублях, так называемые банки второго эшелона, да, действительно, правда, они стали принимать платежи в рублях, но есть один нюанс — курс по отношению к биржевому примерно плюс 2 рубля, тогда полностью теряется математика нашего бизнеса. Мы уже давно работаем через третьи страны, потому что других надежных каналов на сегодня нет, остальные все не совсем законные. По мелкому бизнесу это не ударит точно, по среднему точно, у меня нет знакомых, кто бы работал через российский филиал Bank of China, потому что в нем проблематично открыться, там огромные очереди, им мало кто пользовался, я подозреваю, что им пользовались именно крупные китайские компании, которые здесь работают, допустим, автопроизводители, Chery тот же самый. Если это коснется, то только таких компаний, чем крупнее, чем больше корпоративности, тем им будем сложнее».
Андрей Рысев, директор компании «Полюс», которая импортирует хозяйственные товары из Китая
«В настоящее время мы используем небольшие банки-партнеры, не очень известные, не распространенные, не разрекламированные, что позволяет нам проводить эти платежи, в том числе даже с помощью Сбербанка, поэтому не думаю, что это будет большим ударом для небольших компаний. У больших компаний есть определенная процедурность, им трудно поменять банки, трудно найти новые варианты, для них это может быть ударом. Есть определенные трудности, с точки зрения скорости проведения платежей, это значительно замедлилось — до недели, до десяти дней деньги могут доходить, но они доходят, это усложняет, удлиняет цепочку поставок, кредитная нагрузка за счет этого возрастает, еще ставка рефинансирования выросла, кредиты сами по себе подорожали, а это затрудняет. И определенное давление есть со стороны госорганов, тот же самый ФТС любит сейчас почему-то пересчитывать ранее начисленные платежи, что несет дополнительные риски и издержки. Эти проблемы пока просто закладываем в цену и сроки, будет выживать, увеличение стоимости закупки в Китае приведет к более конкурентной среде на производство внутри России, то есть к тому же самому импортозамещению и его развитию».
О проблемах с переводом платежей из России через Bank of China и другие кредитные организации Китая уже сообщали зимой, но в самом банке заверяли, что все еще принимают переводы в рублях.