Рекордсмен из тени. Сергею Зубову – 55 лет
Карьера одного из лучших защитников российских времен особых загадок не содержит, однако значительная ее часть прошла вне зоны внимания болельщиков и специалистов, о чем остается лишь сожалеть.
Цифры впечатляющие, статистика превосходная, по основным позициям рекордная, титулами Сергей Александрович не обделен, до членства в Тройном золотом клубе не хватило всего-навсего звания чемпиона мира, но то, что Зубов последний раз сыграл за сборную России в 1996 году, когда до завершения игровой карьеры оставалось полтора десятка лет, оставляет некоторое чувство недосказанности.
Отчасти нечто похожее происходит и с тренерской карьерой – после возвращения в Россию человек практически все время при деле, репутация хорошая, достижения есть, но есть и ощущение той же самой недосказанности. Специалист он, судя по отзывам, качественный, мыслит интересно, работает грамотно и увлеченно, но в последние годы в фокусе внимания оказывается редко – разве что когда приступает к работе, и когда приходится с ней расставаться, как произошло нынешней весной, когда хоккейный клуб «Сочи» разорвал с Зубовым контракт из-за неудовлетворительных результатов команды.
Вряд ли Сергей Александрович удовлетворен тем, как складывается для него работа в КХЛ. Он же по воспитанию и игровой карьере – победитель, что доказали и титулы, завоеванные на исходе советских времен, и совершенно фантастический взлет после появления в НХЛ с двумя завоеванными Кубками Стэнли. Правда, их могло быть по меньшей мере в два раза больше, но это как раз не недосказанность, а судьба, к тому же есть выдающиеся игроки, для которых Кубок Стэнли так мечтой и остался.
Он же отправлялся в НХЛ не как звезда, а как достаточно средний, пусть и качественный защитник. Да, уже как чемпион мира среди молодежи, олимпийский чемпион, прошедший школу Виктора Тихонова в ЦСКА, но такого, чтобы о Сергее Зубове писали как о потенциальной звезде, не припомню. Повлияло и то, что в хорошую хоккейную пору Зубов входил на исходе советских времен, когда внимание к хоккею резко уменьшилось, а страну покинули практически все звезды. Зубов и его партнеры по олимпийскому «детскому саду» попадали уже во вторую волну, когда потенциальные работодатели были уже разборчивее, а от молодежи неизвестно что было ждать.
Сережа Зубов постигал азы хоккея в хоккейном клубе АЗЛК «Москвич» под руководством тренера Бориса Штанько, и после пяти лет «начальной подготовки» перешел в хоккейную школу ЦСКА. Рост был постепенный, но набирал Зубов стабильно, и в разгар самого грандиозного скандала с бунтом звезд ЦСКА дошел до основы, заняв пустующее место, и взяв на излете великой хоккейной эпохи последние армейские медали. Зубов вырос в классического армейского оборонца – очень грамотного, обученного и дисциплинированного, с хорошим пасом и броском, но особо ничем не выделявшегося. Добротный, качественный, умелый – эти качества проявились и на двух молодежных чемпионатах мира, и на олимпийском турнире. За сборную Виктора Тихонова Зубов дебютировал в январе 1992 года, выходил на лед в паре с Владимиром Малаховым и на Играх, и на чемпионате мира этого же года – неудачном в отличие от олимпийского Альбервиля. Собственно, несколькими месяцами первый этап карьеры в сборной и ограничился. Но «урожай» получился неплохой – с олимпийским золотом и перспективой попробовать свои силы в НХЛ, и конкретно в «Нью-Йорк Рейнджерс».
На каком этапе произошло преображение и превращение качественного защитника в выдающегося, сказать трудно. Его же вначале отправили в фарм-клуб – «Бингемтон Рейнджерс», где Зубов мог провести весь сезон, но тут травмировался ведущий защитник «рейнджеров» Брайан Лич, и новобранец получил шанс заиграть в НХЛ. В итоге его признали лучшим новичком сезона 1992/1993.
Случай для наших легионеров не очень частый. Многие куда более опытные мастера зажимались, играя в непривычной обстановке в непривычный хоккей. А Сергей Зубов, напротив, раскрепостился, словно с себя какой-то груз. Возможно, Тихонов образца рубежа 90-х привычно требовал от молодых игроков обороны прежде всего неукоснительного выполнения своих непосредственных функций, оставляя совсем немного возможностей для подключения к атакам и хоть какой-то импровизации. В Зубове же дремали силы великолепного распасовщика и вообще игрока универсального, способного сыграть в атаке не хуже качественного форварда.
На второй сезон он стал лучшим бомбардиром «Нью-Йорк Рейнджерс» - лучшим среди всех, а не только среди защитников, и это при наличии Марка Мессье, Алексея Ковалева, того же Брайана Лича. Главный тренер Майк Кинэн не очень любил «русскую четверку» (помимо Зубова и Ковалева за «рейнджеров» играли Александр Карповцев и Сергей Немчинов), но значение ее понимал, он же хотел взять командой Кубок Стэнли, и он его взял – сорок лет спустя после последнего чемпионства «рейнджеров». И Зубов в этом славном походе стал одной из ключевых фигур, вопреки опасениям Кинэна о «некубковости» российских игроков. 12 голов и 77 результативных передач в регулярном чемпионате, 19 очков в 23 матчах плей-офф – результат выдающийся, и это по сути в первом полноценном сезоне НХЛ!
Зубов и дальше не сбавлял. «Он мог играть на любой скорости, контролироавал игру, обладал прекрасным видением площадки… Чтобы выиграть Кубое Стэнли, нужен великий защитник, у нас таких было два – Лич и Зубов», - это мнение Марка Мессье дорогого стоит. Правда, это не гарантировало ни гладкой дороги в дальнейшем, ни получения «Норрис Трофи», ни неожиданного обмена в «Питтсбург» - правда, и «рейнджеры» были уже не те, что чемпионском сезоне. В Питтсбурге Зубов задержался ненадолго, через сезон последовал обмен в «Даллас», который из клуба-середняка не без помощи Зубова вошел в число соискателей Кубка Стэнли довольно быстро, и на протяжении по крайней мере десяти лет претендовал на главный приз.
Кубок Стэнли-1999 «Даллас» взял с Кеном Хичкоком, не без труда пройдя в финале конференции «Колорадо», а главный финал выиграв не без спорной шайбы Бретта Халла, но в целом тот «Даллас» победы заслуживал. У команды были еще два финала, Сергей Зубов стал в эти годы культовой фигурой для клуба – не случайно же болельщики включили Зубова в символическую сборную 25-летия, а в 2021-м году вывели из обращения 56-й номер, под которым играл российский защитник, в 2019-м ввели в Зал славы – вторым после Вячеслава Фетисова российским защитником. Кен Хичкок назвал Зубова «самым недооцененным в НХЛ игроком».
…За все 16 сезонов, что Зубов провел в НХЛ, за сборную России он сыграл лишь однажды – на крайне неудачном для россиян Кубке мира-1996 (последние два матча – в паре с Вячеславом Фетисовым). Неудачном даже не с точки зрения результата, тут всякое бывает, а с точки зрения атмосферы внутри команды, никак не соответствовавшей амбициям и задачам. Усугубило ситуацию и происшествие на исходе лета 1997-го, когда чета Зубовых на банкете после окончания Кубка «Спартака» попала под пресс спартаковских же секьюрити. Инцидент был в духе 90-х с их непредсказуемостью и беспардонностью, и на Зубовых он произвел неизгладимое впечатление.
После этого случая Сергей Зубов отказался от всяких контактов с российской стороной, за последующие восемь лет ни разу не приехав на Родину. Возвращение тоже далось нелегко, хотя СКА сделал все, чтобы «знаменитый незнакомец» стал лицом клуба и КХЛ. В Питере Зубову удалось сыграть лишь один полноценный сезон – серьезная травма так и не позволила ему вернуться на лед. Именно во время вынужденной паузы Зубову решали для себя главный вопрос – оставаться, или все-таки уехать. Понятно было, что за океаном жизнь была комфортнее, но как тренера там с распростертыми объятиями легендарного защитника не ждали. А Сергей Зубов все-таки хотел остаться в хоккее.
Жаль конечно, что Зубову не удалось сыграть в сборной Вячеслава Быкова, дважды ставшей чемпионом мира на исходе нулевых. А ведь он очень хотел, и даже сам предложил свои услуги Вячеславу Аркадьевичу, но что-то не сложилось. А вот Кубок Гагарина Сергей Зубов завоевал – в качестве помощника Быкова как главного тренера в 2015-м. И даже на какое-то время стал главным тренером СКА, для руководства которого бронза 2016-го года была сочтена провалом. Оставалось выводить в люди ХК «Сочи», с которым Зубов вполне удачно работал после Санкт-Петербурга – и неудачно после возвращения в Сочи в прошлом году.
В 2010-м в интервью Юрию Голышаку (редкий для Сергея Александровича случай доверительного общения с журналистом) Зубов говорил, что «более трезво взглянул на жизнь в России». Последующие годы позволили ему сполна набраться опыта в этом плане, а какие выводы он для себя сейчас сделает, и что ждет тренера Зубова в дальнейшем, мы скоро узнаем.
Досье
Сергей Александрович ЗУБОВ. Родился 22 июля 1970 года в Москве. Советский и российский хоккеист, защитник, тренер. Заслуженный мастер спорта (1992).
В Зал хоккейной славы в Торонто введен в 2019 году. В Зал славы отечественного хоккея – в 2014 году.
Карьера игрока. 1988-1992 – ЦСКА, 1992 – «Бингемтон Рейнджерс», 1992-1995 – «Нью-Йорк Рейнджерс», 1995-1996 – «Питтсбург», 1996-2009 – «Даллас», 2009-2011 – СКА (Санкт-Петербург).
В чемпионатах СССР и СНГ – 163 матча, 17 голов и 19 передач. В чемпионате КХЛ – 53 игры, 10 шайб и 32 передачи. В регулярных чемпионатах НХЛ – 1068 матчей, 152 шайбы и 619 передач. В плей-офф – 164 игры, 24 гола и 93 передачи.
За сборные СНГ и России на Олимпийских играх и чемпионате мира – 14 игр, 2 гола и 3 передачи. За молодежную сборную СССР – 14 игр, 1 гол и 8 передач.
Достижения. Олимпийский чемпион 1992. Чемпион мира среди молодежи 1989, серебряный призер 1990. Бронзовый призер чемпионата Европы среди юниоров 1988.
Чемпион СССР 1990, серебряный призер 1990, чемпионата СНГ 1992.
Обладатель Кубка Стэнли 1994, 1999.
Карьера тренера. 2011-2012 – СКА (Санкт-Петербург), ассистент; 2012-2014 – ЦСКА, 2014-2015 – СКА, ассистент; 2015-2016 – СКА, 2017-2019 – ХК «Сочи», 2021 – «Динамо» (Рига), 2021-2022 – молодежная сборная России, 2022-2023 – «Россия 25», ассистент; 2022-2024 – СКА, ассистент; 2024-2025 – ХК «Сочи».